interview "Вся наша жизнь и есть жизнь духовная".
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


ГЛАВНАЯ | ИНТЕРВЬЮ

"Вся наша жизнь и есть жизнь духовная".



Игумения Арсения (Воспянская) - настоятельница монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», профессиональный психолог. Психологический Навигатор: Матушка, Вы несколько лет назад получили психологическое образование. Как у Вас сочетались психология и религия? Игумения Арсения: Начинала я учиться психологии будучи уже довольно воцерковлённым человеком. И не без опасений за своё «благочестие». Тогда мне казалось, что надо работать только в рамках так называемой православной психотерапии, даже миссионерствовать. Через какое-то время я поняла, что психология моим убеждениям не угрожает и проповедей от меня никто не ждёт. И ещё для меня было открытием, что нет никакой православной психотерапии, а есть более или менее профессиональные терапевты, которые исповедуют Православие в частной жизни, и это как-то влияет на экзистенциальные основания их работы. Тут для меня стало важно усердствовать по двум направлениям: по возможности повышать терапевтическую квалификацию и продвигаться по духовному пути. Единство этих направлений обозначилось не сразу, вначале я даже ездила к известному старцу, духовнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу (Павлову), с вопросом: как быть, если я хочу быть в монастыре, но люблю свою профессию? Отец Кирилл сказал, что не видит тут никакого противоречия, что я буду монахиней и психологом. ПН: Не возникало ли у Вас внутренних противоречий, связанных с психологией? Не стали ли Вам некоторые идеи казаться слишком узкими? Игумения Арсения: Кроме «идеи» Евангелия, любая идея, претендующая на полноту представления о человеке, кажется мне узкой. Но психологическая наука, слава Богу, не претендует на всеохватность подхода и исключительность влияния на личность. Она рассматривает человека и человеческие отношения в определённом — душевном — ракурсе. И только в самых крайних своих подходах и терапевтических методах она может противоречить духовному взгляду. Вот тут и есть, по моему мнению, место приложения аксиологических убеждений психотерапевта, момент его личностного выбора, а не профессионального. ПН: В какой момент Вы решили прийти в монастырь? Что такое быть монахом? Игумения Арсения: Это такая тема… Неизъяснимая. Одно могу сказать точно: в монастырь приходят от радости! От невозможности жить по-другому, если в твою жизнь входит необыкновенная радость любви Божией к тебе. На этом фоне все другие «счастья» представляются такими недостаточными! Одиночество — неполнота, ущербность; в браке одиночество преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой — Сам Бог. Монашеская жизнь — совсем другая реальность. Это так же трудно описать, как, например, бездетному человеку разъяснить радости материнства. Я и сама, ещё не будучи монахиней, пребывала в иллюзии, что уже столько знаю о монашеской жизни, что осталось только одежду переменить. Только после пострига стало очевидно, что ничего не знаю об этом, и что дай мне Бог хоть когда-нибудь стать настоящей монахиней. ПН: Продолжаете ли Вы практиковать в психологии в уже новом статусе? Как Вы полагаете, сможете ли Вы найти общий язык с человеком, далёким от религии? Игумения Арсения: Психотерапевтическая практика — одно из моих послушаний, такое же, как и настоятельство. Я не могу бросить его по своему желанию. Так что приходится совмещать. Кое в чём монашество действительно затрудняет работу с неверующими в Бога: появилось какое-то особенное сострадание к ним. Что отнюдь не объективирует взгляд психотерапевта. ПН: Можно ли начать жить церковной жизнью, не встретив Бога? Игумения Арсения: К примеру, если мы любим человека, то стараемся быть в тех местах, где его можно встретить. Мы ищем его, надеясь на встречу. А Юнг говорил, что у него не было ни одного пациента старше 30 лет, который не искал бы Бога. Но если мы ищем Бога, куда же отправимся в поисках, как не в дом Божий — в храм? Как мы можем привлечь Его внимание, если не будем участвовать в таинствах Церкви и общих молитвах — в богослужениях, которые усиливают наши немощные обращения, словно динамики — тихий звук? И как мы поймём, что нашли Его, если не будем соединяться с Господом в таинстве Причастия? Мы готовы часами сидеть под «нужным» кабинетом, ходить и ходить к какому-нибудь начальнику для решения обыкновенного житейского вопроса, а к Тому, от Кого всё зависит, не идём. Мне кажется, это для нашей жизни просто трагический парадокс. ПН: Почему так часто люди вспоминают о Боге только лишь в период испытаний и страданий? Становится ли людям легче, если они обращают своё внимание к Богу? Игумения Арсения: Так происходит, возможно, потому, что в остальное время жизни нам кажется, что мы сами всё можем, во всём сами разберёмся и всё решим. Господь говорил: без Меня не можете делать ничего. Вот испытания и проявляют наш истинный масштаб, нашу недостаточность и слабость. Скорбящий человек скорее оценит крестные страдания Господа, Его жертву за нас. Легче ли становится, если обратиться к Богу? Мягко говоря, немного наивно полагать, что поставленная наспех свечка в храме обязывает Бога исполнить нашу просьбу, как будто мы обращаемся в бюро добрых услуг. Он ищет совсем не таких отношений с нами. Господь стремится помочь, но ждёт ответного стремления к Себе, поиска искреннего диалога с Ним, нашей готовности меняться, жить по заповедям. Православная вера в этом смысле очень требовательна, в чём-то даже драматична, так как требуется постоянная работа над собой, самоограничения, бесстрашное видение своих несовершенств и многое другое, что один старец назвал волей к святости. И хоть долготерпеливый и многомилостивый Господь, имея Свои пути нашего спасения и смотря в наши сердца, часто подает помощь и утешение, не дожидаясь от нас духовных подвигов, мы не освобождаемся этим от необходимости собственных усилий. А легче становится, возможно, в том смысле, что с Богом жизнь становится ясной для нас, очень простой и нам самим понятной, что, как мне кажется, свидетельствует о ее правильности, так как если в жизни начинаются драматизмы и недоумения, значит, мы от верного пути уклонились. И ещё, конечно, появляются ни с чем в мире не сравнимые радость, душевный покой, безбоязненное отношение к жизни. ПН: Как удержать свою веру? Как удержать себя в храме даже тогда, когда всё в жизни станет спокойно? Игумения Арсения: Мы часто так рассуждаем: вот, наконец, испытания закончились, можно в храм и не ходить: просить вроде бы не о чем. Но друзья, к которым мы обращаемся только в трудную минуту, или супруги, о которых мы вспоминаем только когда в них есть нужда, вряд ли захотят оставаться нам друзьями и супругами. Любя их, мы стараемся хранить им верность в любой момент жизни, трудимся душевно для поддержания отношений. А Господа откладываем до следующих скорбей. Любовь к Богу, память обо всех благодеяниях Божиих нам, уверенность во всегдашней Его милости дают силы хранить верность выбранному пути. Не только помолиться в трудный момент или освятить куличи — духовная жизнь. Вся наша жизнь — и есть жизнь духовная! В каждую её минуту и на любом месте. Спасение — не проблема свободного времени, привычки, традиций или культурных пристрастий, а со всей бескомпромиссностью поставленный бытийный вопрос: избираем ли мы жизнь вечную или вечную смерть? Хотим ли быть вечно в свободе и радости любви — или превратиться в бессмертных нечеловеков, по Борхесу? ПН: Сейчас все говорят о кризисе. Чем может помочь Церковь людям в кризисные времена? Игумения Арсения: Святитель Николай Сербский, говоря о кризисе 30-х годов в Америке, напоминал, что в переводе с греческого «кризис» — это «суд». Суд Божий. От кризиса мы в растерянности, а суд Божий — очень понятно. Сразу ясно, что надо делать. Вот дореволюционная экономика в России, как известно, кризисов не знала, а развивалась небывалыми темпами. Множество предпринимателей, в особенности купцов, отлично понимали, Кому они обязаны процветанием. Потому и появлялись во множестве храмы, монастыри, больницы, приюты, школы. Церковь — явление не социальное, поэтому от событий за окном не зависит, а всегда, во все времена помогает нам тем, что зовёт нас к спасению и уже две тысячи лет предлагает для этого неизменный путь — путь к Богу через церковную жизнь и исполнение заповедей. Кроме того, как замечательно сказал Юнг, вера даёт нам возможность опереться на нечто, лежащее вне жизни, чтобы иметь возможность суждения и свободного решения. Как иначе мы можем оценивать происходящее вокруг? ПН: Расскажите, пожалуйста, о Вашем монастыре. Игумения Арсения: Монастырь наш ещё очень молодой, находится на Украине, недалеко от Киева. Он основан в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». У этой замечательной афонской иконы потрясающая история, и, как нам известно, наш монастырь — единственный, ей посвященный. Мы и архитектурный стиль выбрали афонский. Там, где мы строим, не было собственно монастыря, но в XVII–XIX веках земля была монастырской. Это замечательно красивое и очень благодатное место. Сейчас условия трудноватые, но по милости Царицы Небесной стройка потихоньку движется. Мне очень радостно знать, что нам помогают и поддерживают нас мои земляки — замечательные люди из Москвы. ПН: На этой неделе православные люди отмечают Пасху Христову. В связи с этим светлым праздником скажите, пожалуйста, что-нибудь нашим читателям. Игумения Арсения: Представьте: всю жизнь мы живём на чужбине, вдали от нашего горнего отечества, от нашего Небесного Отца. И вот наступил день, в который мы все — достигшие и новоначальные, постившиеся и непостившиеся — попадаем в полноту всего самого прекрасного, что в обычной жизни встречается в самых микроскопических крупицах. Мы попадаем в Отеческие объятия, в ликование, свет, любовь. Это и есть Пасха. Наконец-то нет смерти, нет страха. Я желаю всем нам как можно дольше удерживать в душе пасхальное настроение и никогда не забывать, что «ничто не разлучит нас от любви Божией». И пусть будет всегда с вами благословение Царицы Небесной — Отрады нашей и Утешения. "Дорогие братия и сестры! Женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" находится в стадии строительства и обращается к вам с просьбой о помощи, чтобы начатое благое дело в условиях кризиса не остановилось. В "Отченике" есть такие слова преподобного Исидора Пелуисиота: "Если кто хочет подавать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду в венец великие". На нашей иконе Пречистая Матерь удерживает карающую десницу Сына. Сегодня, когда гнев Божий зримо проявляется в нашей жизни, мы особенно нуждаемся в заступлении Царицы Небесной, в отраде и утешении, которые Она нам подает. Давайте вместе постороим дом Пресвятой Богородицы, и сама Пречистая не лишит вас Своей милости в вечносим и заступления в земной жизни" Игумения Арсения Дорогие друзья! Если у вас будут вопросы, а также желание помочь монастырю «Отрада и Утешение», напишите м.Арсении: i.arsenia@uteshenie.kiev.ua



Татьяна Рыжова |
Большое спасибо за эту замечательную статью! Я психолог, а воцерковилась год назад. Матушка Арсения в своем интервью ответила на многие мои этические вопросы.

Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍