articles
В юнгианской психологии понятие Персоны представляет собой один из структурных компонентов психики человека, который отвечает за взаимодействие между его внутренним и внешним миром. Можно было бы условно назвать Персону "маской", но это не совсем так, поскольку сформированная и зрелая Персона отражает личность человека - она вбирает в себя то, чем человек по-настоящему бы хотел делиться с миром, и очищена от всего лишнего. Во многих случаях именно такой Персоны не хватает для достижения равновесия и компромисса между личностью человека и социумом.
С точки зрения клинической психологии, можно условно разделить проблематику, возникающую у людей с окружающим социумом, на дезадаптацию и гиперадаптацию. Дезадаптированные личности не могут вписаться в общество и постоянно испытывают трудности с людьми вокруг. То они нарушают чьи-то границы, то кто-то нарушает их границы, то социальные рамки мешают им чувствовать себя по-настоящему свободными. Например, они могут отстаивать право носить на работу в госслужбе серьгу в носу, возмущённо ломиться в закрытый по графику магазин или скандалить за право опаздывать на поезд. У таких людей часто возникают трудности с работой, деньгами и самообеспечением, а, соответственно, и с независимостью. Им кажется, что социум давит на них, заставляет делать что-то против воли, уничтожает их личность и индивидуальность, и они живут в состоянии вечного бунта или упрямого сопротивления.
Гиперадаптированные личности, напротив, идеально вписываются в социум. У них обычно есть хорошая работа, в которой они успешны, внешне благополучное партнёрство или брак, многочисленные социальные достижения. Однако такие люди вписываются ценой самих себя, ценой предательства себя. Они отказываются от себя, чтобы быть удобными другим - удобным сыном или дочерью, удобным сотрудником и т.д. В психотерапию такие люди приходят задушенные созданными ими же самими ограничениями, однако избавиться от таких ограничений им трудно. Открывая в себе внутреннюю свободу, они боятся потерять адаптацию.
Как в первой, так и во второй крайности, у человека есть проблемы с Персоной. В первом случае Персона недостаточно сформирована и оформлена, поэтому со стороны она может казаться другим людям хаотичной и дезорганизованной. Вместо того, чтобы служить хорошим фильтром при взаимодействии человека с окружающим миром, она передаёт искажённую информацию. В итоге взаимопониманию вечно мешает испорченный телефон. Кроме того, в первом случае Персона может быть сформирована вокруг ложных идентичностей, когда, например, человек зачем-то отождествляет себя с серьгой в носу и считает её выражением своей уникальности, хотя, если поразмыслить глубже и серьёзнее, личность не сводится к серьге в носу, она гораздо выше и шире этого вопроса, поэтому сам по себе этот вопрос вряд ли стоит напряжённой борьбы. На такую борьбу ресурсы тратятся впустую - выбирая ложное и поверхностное выражение своей индивидуальности, человек не достигает цели быть услышанным и понятым другими людьми в своей подлинности и глубине своего "я".
Во втором случае гиперадаптации человек также отождествляет себя с ложной Персоной. Она сформирована по принципу социальной желательности, но не содержит в себе ничего личного и индивидуального, а, значит, она ригидна и мертва. Такой человек взаимодействует с внешним миром вполне успешно и создаёт иллюзию понимания, однако он страдает от того, что в этом взаимодействии никак не выражает своё подлинное "я". Вместо него люди слышат маску и откликаются на неё, и в итоге оказывается, что любят вечно не его, а пускаемую им в глаза окружающим пыль.
Работа с архетипом Персоны в юнгианском анализе позволяет выровнять такой дисбаланс. Персона может быть сформирована из того культурного материала, в котором живёт человек, однако не исключать и чего-то личного, индивидуального и оригинального. При этом вовсе не обязательно делать эту Персону гротескной, выражать через неё мимолётные импульсы или детские конфликты. В Персону можно внести всё самое необходимое для того, чтобы строить с людьми именно те контакты, которых человек хочет, и доносить через неё именно ту информацию, которую он хотел бы транслировать в мир.
Таким образом, как полное отсутствие Персоны, так и её гипертрофия в угоду социуму, с психологической точки зрения, является показателем внутренней дисгармонии личности. В некоторых случаях мы можем наблюдать оба процесса - когда человек в одной среде и в одних ситуациях гипертрофирует неживую Персону, а в других почему-то оказывается вовсе без неё, демонстрируя голые аффекты. Как в первом, так и во втором случае затруднена коммуникация с миром, но при наличии гармоничной Персоны общество перестаёт быть для человека врагом и тираном. Он получает возможность найти своё место и свою уникальную роль в нём в согласии со своей подлинной экзистенцией.