articles
Формирование «Я-концепции» личности – длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Рассмотрим процесс формирования этого психического феномена в онтогенезе человека, предложенный известным американским психологом Г. Олпортом.
Первая стадия - ощущение своего тела.
Вторая - ощущение самоидентичности. (Когда ребенок осознает самого себя как выдающуюся и наиболее важную личность.)
Третья стадия - формирование самоуважения.
На четвертой стадии происходит расширение границ Самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего мира, включая людей.
Пятая стадия в возрасте 5-6 лет характеризуется началом формирования Я-образа ребенка.
Шестая стадия (6-12 лет) характеризуется осознанным рациональным управлением своим поведением.
На седьмой стадии, в юношеском возрасте, происходит оформление «Я-концепции» и целостного чувства «Я».
Под положительной «Я-концепции», как правило, понимается положительное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, чувство собственной ценности; синонимами негативной «Я-концепции» является занижение своих способностей, негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Согласно точке зрения И.С. Кона, в подростковом возрасте это свойственно всем, и когнитивного диссонанса в этом нет.
Важным аспектом возрастного развития Я-концепции является формирование гендерной идентичности. По К. Роджерсу, личность является не только моделью достигнутого уровня развития, но и потенциального. В рамках проблемы развития «Я-концепции» остановимся несколько детальнее на взглядах К. Роджерса, которые являются достаточно производительными для понимания психологических механизмов гендерной идентификации. Младенец, отмечает К. Роджерс, не испытывает разницы между тем, что есть «Я» и «не Я». К. Роджерс считал, что внутренняя структура «Я» формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, в частности со значимыми другими (родителями, сестрами, братьями и т.д.). Еще один тезис К. Роджерса свидетельствует, что «Я-концепция» содержит не только восприятие того, какие мы есть, то есть «Я-реальное», но и то, какими мы хотели бы быть - другими словами, «Я-идеальное». Вообще, начиная с К. Роджерса термину «значимый другой» стало уделяться много внимания как в теоретической психологии, так и в психотерапии. Этот термин впервые ввел в научный оборот американский психиатр Г. Салливан. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность влиять на его жизнь. В раннем детстве наиболее значимыми другими у ребенка являются родители, позже - учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко ценит созданный им образ своего «Я». Одобрение значимым другим создает у ребенка положительный образ «Я», а постоянные упреки вызывают возникновение негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования «Я-концепции».
Особенности «Я-концепции», образа «Я», рефлексии, самооценки тесно связаны с половой идентификацией, которая формируется в детстве. Именно половое самосознание, которое рассматривается как единство когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, определяет потребности, мотивы, ценностные ориентации, формы поведения человека как полового существа. Адекватное половое самосознание, которое свидетельствует о богатом внутреннем духовном мире, осознание и обогащение своих личностных качеств, свободу от предубеждений в отношении к представителям другого пола, ответственное отношение к партнерским отношениям и чувство любви, принятие своего телесного «Я» формируется под влиянием социального окружения в течение всей жизни.
Анализ особенностей полового самосознания в юношеском возрасте предполагает их рассмотрение в процессе непрерывного развития, усовершенствования в процессе взаимодействия с социумом. Признание опосредованного характера психического (в том числе и самосознания), дает возможность рассматривать самосознание в системе взаимодействия человека с внешним миром - и прежде всего с социальной его долей (В.Т.Асеев, Л.И. Анциферова, С. Костюк). Взаимодействие человека с социумом на каждой ступени его развития является специфическим.
Решающее влияние на формирование полоролевой идентичности подростка будут иметь отношения между людьми, в сфере действий которых он находится. Это семья и школа. Личность подростка привлекается к этим отношениям в процессе общения, учебной деятельности, а потому неизбежно приспосабливается к ним, сначала - бессознательно, а позже - и сознательно.
Непрерывный характер развития самосознания, возрастная стадийность, преемственность линий онтогенеза дает основания рассматривать становление гендерного самосознания как психический процесс, который постепенно разворачивается во времени и характеризуется все более усложненными формами самопознания.
Исследования отечественных ученых в области развития сознания и самосознания в детском и подростковом возрасте (Б.Г. Ананьев, И.Д. Бех, Л. И. Божович, В.С. Мухина, Т.М. Титаренко) подают развитие полового сознания как сложный психический процесс, который проявляется прежде всего в восприятии человеком многочисленных половых образов самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Составляющие образа Я-мальчик и Я-девочка возникают вначале на основе осознания ребенком оценок его другими людьми, а далее - на основе соотношения оценок других людей и своих собственных. Благодаря исследованиям Л.И. Божович и В.С. Мухина доказано лишь, что именно подражания полотипизированным образцам поведения формирует базовое содержание первичных представлений ребенка о гендерных отличиях и своей собственной гендерной адекватности.
Параллельно в процессе онтогенеза формируются различные формы Я-концепции – коллективная, профессиональная, гендерная и др.
Я концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте, а тем более во взрослом периоде жизни, стремятся быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе происходит фрагментация личности и смешение ролей.
1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000.
2. Ахмедов А.Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(4).
3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд- во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006.
8. Кирейчева Е.В. Взаимосвязь уровня сформированности Я-концепции и акцентуаций характера будущего специалиста// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии:
9. Кон, И. С. Открытие Я.- М.: Политиздат, 2002.
10. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000.