articles Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.



 

Формирование «Я-концепции» личности – длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Рассмотрим процесс формирования этого психического феномена в онтогенезе человека, предложенный известным американским психологом Г. Олпортом.

Первая стадия - ощущение своего тела.

Вторая - ощущение самоидентичности. (Когда ребенок осознает самого себя как выдающуюся и наиболее важную личность.)

Третья стадия - формирование самоуважения.

На четвертой стадии происходит расширение границ Самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего мира, включая людей.

Пятая стадия в возрасте 5-6 лет характеризуется началом формирования Я-образа ребенка.

Шестая стадия (6-12 лет) характеризуется осознанным рациональным управлением своим поведением.

На седьмой стадии, в юношеском возрасте, происходит оформление «Я-концепции» и целостного чувства «Я».

Под положительной «Я-концепции», как правило, понимается положительное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, чувство собственной ценности; синонимами негативной «Я-концепции» является занижение своих способностей, негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Согласно точке зрения И.С. Кона, в подростковом возрасте это свойственно всем, и когнитивного диссонанса в этом нет.

Важным аспектом возрастного развития Я-концепции является формирование гендерной идентичности. По К. Роджерсу, личность является не только моделью достигнутого уровня развития, но и потенциального. В рамках проблемы развития «Я-концепции» остановимся несколько детальнее на взглядах К. Роджерса, которые являются достаточно производительными для понимания психологических механизмов гендерной идентификации. Младенец, отмечает К. Роджерс, не испытывает разницы между тем, что есть «Я» и «не Я».  К. Роджерс считал, что внутренняя структура «Я» формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, в частности со значимыми другими (родителями, сестрами, братьями и т.д.). Еще один тезис К. Роджерса свидетельствует, что «Я-концепция» содержит не только восприятие того, какие мы есть, то есть «Я-реальное», но и то, какими мы хотели бы быть - другими словами, «Я-идеальное». Вообще, начиная с К. Роджерса термину «значимый другой» стало уделяться много внимания как в теоретической психологии, так и в психотерапии. Этот термин впервые ввел в научный оборот американский психиатр Г. Салливан. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность влиять на его жизнь. В раннем детстве наиболее значимыми другими у ребенка являются родители, позже - учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко ценит созданный им образ своего «Я». Одобрение значимым другим создает у ребенка положительный образ «Я», а постоянные упреки вызывают возникновение негативной самооценки. В любом случае, созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования «Я-концепции».

Особенности «Я-концепции», образа «Я», рефлексии, самооценки тесно связаны с половой идентификацией, которая формируется в детстве. Именно половое самосознание, которое рассматривается как единство когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, определяет потребности, мотивы, ценностные ориентации, формы поведения человека как полового существа. Адекватное половое самосознание, которое свидетельствует о богатом внутреннем духовном мире, осознание и обогащение своих личностных качеств, свободу от предубеждений в отношении к представителям другого пола, ответственное отношение к партнерским отношениям и чувство любви, принятие своего телесного «Я» формируется под влиянием социального окружения в течение всей жизни.

Анализ особенностей полового самосознания в юношеском возрасте предполагает их рассмотрение в процессе непрерывного развития, усовершенствования в процессе взаимодействия с социумом. Признание опосредованного характера психического (в том числе и самосознания), дает возможность рассматривать самосознание в системе взаимодействия человека с внешним миром - и прежде всего с социальной его долей (В.Т.Асеев, Л.И. Анциферова, С. Костюк). Взаимодействие человека с социумом на каждой ступени его развития является специфическим.

Решающее влияние на формирование полоролевой идентичности подростка будут иметь отношения между людьми, в сфере действий которых он находится. Это семья и школа. Личность подростка привлекается к этим отношениям в процессе общения, учебной деятельности, а потому неизбежно приспосабливается к ним, сначала - бессознательно, а позже - и сознательно.

Непрерывный характер развития самосознания, возрастная стадийность, преемственность линий онтогенеза дает основания рассматривать становление гендерного самосознания как психический процесс, который постепенно разворачивается во времени и характеризуется все более усложненными формами самопознания.

Исследования отечественных ученых в области развития сознания и самосознания в детском и подростковом возрасте (Б.Г. Ананьев, И.Д. Бех, Л. И. Божович, В.С. Мухина, Т.М. Титаренко) подают развитие полового сознания как сложный психический процесс, который проявляется прежде всего в восприятии человеком многочисленных половых образов самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Составляющие образа Я-мальчик и Я-девочка возникают вначале на основе осознания ребенком оценок его другими людьми, а далее - на основе соотношения оценок других людей и своих собственных. Благодаря исследованиям Л.И. Божович и В.С. Мухина доказано лишь, что именно подражания полотипизированным образцам поведения формирует базовое содержание первичных представлений ребенка о гендерных отличиях и своей собственной гендерной адекватности.

Параллельно в процессе онтогенеза формируются различные формы Я-концепции – коллективная, профессиональная, гендерная и др.

Я концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте, а тем более во взрослом периоде жизни, стремятся быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе происходит фрагментация личности и смешение ролей.

 

1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000.

2. Ахмедов А.Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 2(4).

3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Изд- во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006.

.

-СПб.: Речь, 2000.

8. Кирейчева Е.В. Взаимосвязь уровня сформированности Я-концепции и акцентуаций характера будущего специалиста// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии:

9. Кон, И. С. Открытие Я.- М.: Политиздат, 2002.

10. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО, 2000.

 

 






Об авторе статьи

`
Брусочкина Надежда Александровна

Рейтинг психолога: 7 7

Брусочкина Надежда Александровна

Практикующий психолог, специалист по психосоматике, консультант по вопросам сексуальных отношений и сексуальности.
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Внешность
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Секс
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍