articles
Во многих современных психологических подходах принято обращаться к детскому опыту клиентов, поскольку истоки многих проблем уходят именно в детство. Так, если клиент часто сталкивается с опытом нарушения личных границ, психолог может поспрашивать его о детском опыте: как часто в детстве нарушались его границы, как обстояли дела с темой границ в семье. Это делается для того, чтобы понять, откуда родом проблема, где и как были сформированы установки и поведенческие сценарии, которые сейчас мешают клиенту.
В психологической литературе также проводятся параллели между характером человека и его воспитанием. Например, у шизоидной личности предполагается травма отвержения, у человека с нарциссическим характером - травма предательства и т.д. Такие параллели помогают психологу предположить, в чём может заключаться травма клиента, чтобы сэкономить время и как можно быстрее перейти к работе с запросом.
В то же время такие предположения не являются научно доказанными, они лишь гипотетичны. Помимо родителей, на человека в ходе его развития могут влиять и другие факторы: его психофизиологический тип личности и тип реагирования, другие взрослые (родственники, воспитатели, учителя и все, кто находился рядом), общение со сверстниками и т.д. И точно никогда нельзя сказать, что какая-то особенность сформировалась _только_ из-за родителей. Для окончательного вывода важно знать всю историю и весь контекст жизни человека, а также то, каким образом он противостоял этому контексту. Ведь в одних и тех же условиях разные личности по разным причинам могут использовать противоположные механизмы совладания с ситуацией.
Но, если не знать этих тонкостей, высок соблазн сделать ошибочные выводы: вместо признания важности _взаимосвязи_ между воспитанием человека и его личностью, можно подумать, что родители являются причиной всех бед человека. "Это они неправильно воспитали меня, и из-за них у меня сейчас проблемы", - может подумать неподготовленный человек, который только начинает знакомиться с психологией и читать статьи или книги.
Ошибочная причинно-следственная зависимость между текущими проблемами человека и поведением его родителей ведёт к дополнительной психотравматизации и отказу от ответственности. Вместо того, чтобы признать влияние каких-то факторов на себя, человек начинает винить родителей во всех своих проблемах. Вместо того, чтобы признать себя автономной личностью, самостоятельно определяющей свою судьбу, человек занимает пассивную позицию. Вместо того, чтобы изменить что-то в настоящем, он предпочитает копаться в прошлом.
Такие непродуктивные стратегии могут вести к тому, что психология начинает использоваться не по назначению. Не для разрешения проблем, а для их отыгрывания. Не для завершения прошлого опыта, а для его продления. Не для обретения независимой позиции, а для укоренения в зависимой.
Если в процессе психотерапии психолог наблюдает у клиента такого рода стратегии, лучшим вариантом является их вынесение на обсуждение (как формы сопротивления терапии) и акцент на настоящем опыте. В то же время важно учитывать, что обида, как и любая другая сильная эмоция, поддерживает связь с другими людьми и, если человеку важно переживать это чувство вновь и вновь, значит, на данный момент это самая доступная для него форма связи, которая в ходе терапии может быть перестроена.