articles
Когда размышляю о своей практике и того куда я сдвинулся в ней и сдвинулся ли, хочется посмотреть на свои первые шаги в профессию. И смотря на них, всплывают те моменты, от которых хотелось бы увернуться (хотя, я прекрасно понимаю, что это было важным опытом в моей жизни и практике). На основе этих рефлексий, как-то и захотелось дать самому себе совет (или из-за бессмысленного чувства превосходства над собой, или желания стать лучше.. пока точного ответа у меня нет). Возможно эти размышления для кого-то будут полезными. Возможно кто-то захочет дать советы себе в начале пути.
Итак, 14 советов себе в начале пути. Вероятно, дойдя до следующей точки этих советов станет больше (а может и меньше), либо они кардинально преобразятся. Какие-то из этих рекомендаций для меня уже не актуальны, какие-то имеют значимое место и сейчас, что-то я всегда понимал, но лишним их подчеркивание не будет. Но на сегодняшний день, себе 3 года назад я бы сказал следующее:
1. Молчание золото. Но золото не всегда хорошо (Царь Мидас тому подтверждение). Важно выдерживать молчание когда клиент что-то осознает, когда разворачивается его внутренний мир. Выдерживать молчание ровно столько, сколько тишина говорит клиенту о его настроенности на жизнь.
2. Техники, методы и упражнения связаны с процессом отношений клиент-психолог. Взаимодействие между людьми позволяет техникам работать, важно быть открытым этому, иначе человек приравнивается к механизму, но механизм не про осознанность, он скорее объект для манипуляций ремесленника. Но и перекос в сторону отношений смывает границу опыта исследования жизни превращаясь в обыденную форму контакта клиента с жизнью.
3. Чувствуй. Переживания это нормально. Нет плохих или хороших чувств. Эту мысль часто предлагают клиенту к рассмотрению. Но как человек ее примет, если специалист запрещает себе это в процессе консультации? Чувства важно обсуждать, принимать, но наиболее важно отражать, что возникает когда реальность клиента сталкивается со мной. Беспристрастность сужает возможности контакта.
4. Позволяй себе давать интерпретацию. Она помогает процессу, помогает быть в контакте – в некотором роде она маркер услышанности. Но консультация не должна превращаться в одну сплошную интерпретацию, превращаясь в звездный час консультанта.
5. Откажись от страха что интерпретация может быть ошибочной. Она такой и будет довольно часто. Клиент может ее не принимать. И важно, когда клиент имеет право ее отрицать (полностью или от части). Так создается возможность отстаивать свое бытие для клиента – и такой опыт может быть полезен в его обычной жизни.
6. Ты не помогающий, ты проводящий специалист. Тебе важно не "спасти или решить" трудность за клиента. Это взаимный процесс исследования. Это открывает ответственность клиента. То что он может встречаться лицом к лицу с проблемой не переставая присутствовать в своей жизни. Консультация не решит всех проблем клиента, так и не изменит мир. Основная цель консультации - исследование как происходит бытие человека. Цель изменить, сделать счастливее или помочь - своеобразные временные решения, снимающие только верхний пласт «не присутствия в собственной жизни». Т.к в этих целях есть определенная фиксированность. Но жизнь - процесс до самой смерти.
7. В результате исследования человек получает что-то инаковое от счастья - понимание той степени присутствия в жизни, что приведет к гармонии или принятию того что выглядит угрожающим или абсурдным, имеющим конфликтный характер. Осознание и принятие жизни (как постоянства, так и изменениям в ней).
8. Обращай внимание на выбор клиента. Часто то, от чего человек отказывается может влиять на него всю жизнь. Превращаясь в непрожитую жизнь, но которой хотелось бы. Выборы что предстоит сделать - всегда имеют две стороны. Важно понимать + и -. И что с определенными минусами человеку представится жить либо отрезок времени, либо всю жизнь.
9. Важно многомерно подходить к парадоксам и вопросам клиента. С одной стороны, можно раздавать всем советы счастья (от простых ежедневных действий, до, например, развития осознанности) бывает, что осознанности в жизни человека наоборот слишком много и концентрация на "будьте осознаннее" будет не совсем уместной. Либо соотношение наслаждение процессом и ожидание результата. Как значимым, так и проблематичным могут быть любое явление, любой описанный в литературе феномен «обязательно ведущий к благополучию».
10. Цени свое время. Это касается как опозданий клиента, забываний консультаций, их переносов. Важно оговаривать место, время и те границы что существуют в процессе. Обсуждение этих нарушений может быть основным голосом тех проблем, которые клиент видит в обычной жизни.
11. Клиент уходит потому что это его выбор. А не потому что ты плохой консультант. Почему клиент уходит? – это вопрос содержащий в себе множество подвопросов: На сколько уживчивы в сеттинге ваши типажи? реалистичны ли ожидания клиента? появилась ли необходимая степень доверия или нет? Эти вопросы должны быть на одном уровне с сомнением в собственной эффективности.
12. Не стоит ждать появления «мастера который всему научит». Так бывает только в фильмах про кунг-фу. В реальной жизни лучший опыт тот, что мы получаем самостоятельно. От разных мастеров (которым и не нужен один единственный ученик) – из семинаров, литературы, собственного практического опыта.. и обычной жизни как человека. И в этом самое важное - если вдруг однажды проснешься осознав что ты близок к мастерству - учиться дальше, находя те вопросы, в которых ты новичок. И принимать это без страха.
13. Не бойся того, что мир клиента отражаясь в твоем собственном будет как-то влиять на тебя. Это важный опыт соприкосновения с жизнью другого человека. И это говорит лишь об одном – что ты не каменное изваяние, что ты тоже открыт к переменам в собственной жизни. Меняться вместе с клиентом не значит лечиться об него.. а вот второй вариант уже значимая причина обратиться за профессиональной помощью став самому клиентом.
14. Иногда освежай в памяти то, что стало основой практики. Без этой базы, теряя ее раскрывая что-то новое, можно стать колоссом на глиняных ножках.