articles
Ваш ребенок не слушается… возмущается и капризничает, или просто не обращает на вас внимания, продолжая заниматься своими делами. А, может быть, он послушен с одним родителем, а с другим, наоборот, много шалит… Почему это происходит?
1. Требования, предъявляемые ребенку, превышают его нынешние возможности.
Сложно просить гиперактивного дошкольника вести себя тихо и послушно весь день – ему это просто не под силу. Но, может быть, он способен делать это в течение получаса.
2. У разных членов семьи разные требования к ребенку.
В этом случае ему приходится постоянно учитывать и подстраиваться то под папины правила, то под мамины, то под бабушкины, то под дедушкины. И ребенок вполне может запутаться, с кем из родных и как нужно себя вести. Кроме того, это затрудняет формирование у малыша ответственности: он привыкает, что, если папа что-то запретил, можно пойти к маме, и она разрешит, и наоборот, а значит, можно всё, главное знать, – у кого просить.
3. В семье не существует четких правил или они нестабильны.
Если сегодня вы запрещаете малышу смотреть мультики во время обеда, а завтра, спеша по делам, разрешаете; или разрешаете, потому что устали сегодня настаивать на выполнении этого правила – ребенок понимает, что нужно лишь посильнее настоять и родитель в итоге разрешит. А еще, если правила нестабильны – детской нервной системе сложно привыкнуть к постоянно меняющимся условиям. Так что, стабильность – один из столпов дисциплины.
4.У ребенка что-то произошло, ему плохо, он погружен в переживания, и с трудом может себя контролировать.
Чем младше дети, тем легче их захватывают различные эмоции и переживания. Если мама с папой разводятся, или родился братик/сестричка, а, может быть, у ребенка что-то не ладится в саду, школе – он испытывает эмоциональное напряжение, которое снижает его способность управлять поведением. Такое напряжение часто сбрасывается в виде капризов, истерик, агрессии.
5. Правила есть, но их слишком много для ребенка данного возраста.
Любому ребенку жизненно необходимо активно исследовать окружающий мир, двигаться, смотреть, проверять на ощупь. И эта активность требует выхода. Если нельзя и то, и это – напряжение накапливается, и следует «взрыв», либо ребенок прячет напряжение внутрь, становясь очень тихим, замкнутым, сдержанным, теряя активность и жизненную энергию.
6. Ребенку не понятно, что делать вместо запрета (какого поведения родитель ожидает вместо запрещенного).
«Перестань шуметь», – слышит ребенок. Но ему не всегда ясно, а что же тогда можно делать? Играть-то хочется, а как? Не очень просто придумать свою идею, найти новое дело, такое, чтобы было весело, но и не шумно, как мама попросила. И в этом очень важно помочь малышу, предложив свои идеи.
7. Ребенок проходит кризисный период развития.
Если говорить о дошкольниках и младших школьниках, то это кризисы 3 и 7 лет. В это время ребенок довольно резко, скачком «вырастает» из старой системы отношений с родителями, его потребности и возможности изменяются, а значит, родителю стоит перестроить систему требований к ребенку с учетом новых возрастных изменений.
Воспитание у ребенка умения слушаться, выполнять правила, просьбы – процесс долгий и творческий. Он требует усилий, времени и знаний, а главное – внимания к ребенку, к его особенностям, тем или иным происходящим в нем переменам. Но эта внимательность и интерес друг к другу способны принести немало открытий и счастливых моментов.
Лёвкина Полина, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра