articles Анализ фильма «Зависть богов» с точки зрения программ бессознательного.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Анализ фильма «Зависть богов» с точки зрения программ бессознательного.



 

Фильм «Зависть богов» режиссера Владимира Меньшова остается актуальным и после 20 лет от его выпуска в 2000 году, и после 37 лет от показанных в фильме событий августа 1983 года.

Живет в Москве, на Якиманке, в двухкомнатной квартире, обычная семья: Соня, Сергей (бывшие сокурсники факультета журналистики, им по 44 года) и их сын Саша, 16 лет. Соня работает редактором программы «Время» на телевидении.  Сергей -  писатель на военно-патриотические темы («крымские партизаны», «полк Нормандия-Неман и т.д.). Из контекста фильма становится ясно, что Соня вышла замуж за Сергея, испытывая к нему только дружеские чувства; и что в паре есть сексуальная неудовлетворенность.

Соня знакомится с французским журналистом Андре.  Между ними вспыхивает любовный роман, который заканчивается трагически. Это -  фабула романа, а вот сюжет хочется рассмотреть подробнее.

Сюжет фильма построен на разворачивании архетипических паттернов, записанных в коллективном бессознательном, про которые можно рассказать на языке Арканов Таро.

Подробнее про Арканы можно прочитать в книге Хайо Банцхаф «Таро и путешествие героя».

 Перед встречей с Андре, Соне снятся: Рейган и самолет рейсом из Америки под номером 007.

В конце фильма самолет с 269 пассажирами, нарушивший границы СССР, собьют наши пограничники уже не во сне Сони, а в реальной жизни, и это событие сильно отразится на судьбе героев.

Причем, это был реальный исторический факт.

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Са­халином был сбит южнокорейский самолет Боинг рей­са 007 Нью-Йорк — Анкоридж — Сеул.

То есть ситуации еще нет, а Рок, Судьба уже стучится своей неизбежностью в дом.

Это Аркан «Колесо Фортуны».

 

Данная энергия приходит в жизнь человека, когда его душе необходимо пройти некий урок.

 «Колесо Фортуны» - это всегда расширение сознания. Но расширяется оно не только в высоту, но и глубину. И радости, и горести – неизбежны.

Приход Андре в дом к Соне - это как раз такая неизбежность.

Другими словами, когда человек не развивает свое психическое содержимое (душу) осознанно, это сделают за него неосознанно и болезненно жизненные обстоятельства.

 Затем наступает очередь Аркана «Выбор».

  

 

У Сони очень трудный выбор – с одной стороны быть преданной женой Сергея,

за которого она вышла замуж скорее всего из паттерна, который был в 60- 80-е годы 20 века:

«Институт закончила, а все еще не замужем, а все сокурсницы вышли замуж».

А с другой стороны – отдаться сильной любви к Андре.

Можно посмотреть на этот выбор согласно теории транзактного анализа Эрика Берна.

 В первом случае (проявление позиции морализующего «внутреннего родителя» Сони), будет продолжаться понятная, но такая безрадостная жизнь, полная исполнения супружеских обязанностей, которые не приносят ни удовольствия, ни оргазма.

Во втором случае (позиция бунтующего «внутреннего ребенка»), будет изведан плод страсти, лишающий гарантированного будущего.  Оба выбора чреваты многими потерями, поэтому Соня долго не принимает никакого решения. Появляется такое неустойчивое положение между двумя субличностями Сони. Разрешить внутренний конфликт Соне трудно, посоветоваться она может только с подругой Ириной, у которой нет ни знаний, ни опыта в таких вопросах.

И опять в жизнь вмешиваются обстоятельства.

 Как бы это не было парадоксально, выбор помогают Соне сделать два фактора: влияние социалистической авторитарной системы и его величество случай  (шутка богов).

 

 

Влияние жесткой системы, матрицы (Аркан «Дьявол»)

на выбор Сони описывается очень сильным разговором с ее родителями.

Этот разговор –маркер реальности того времени: так практически всегда рисовалось в разговорах НЕГАТИВНОЕ будущее.

Папа Сони: «Если ты разведешься, то сын в институт не поступит, и его в Афганистан заберут».

Соня: «Вы меня уже с мужем развели, и сына воевать отправили».

Папа явно давит на Соню. 

Соня защищается «Папа, ты всегда заходил  в мою комнату со стуком. Что же ты сейчас вламываешься в мою личную жизнь?».

У Сони под влиянием этого разговора активизируется субличность бунтующего Внутреннего Ребенка, который действует из позиции «хочу».

И Андре тоже подначивает Внутреннего Ребенка Сони: «Вы, русские, боитесь быть счастливыми».

И, в конечном итоге, на предложение Андре прийти на свидание около театра Советской Армии (еще один намек на тоталитарную систему), Соня соглашается.

 Его величество случай (Аркан «Шут-Дурак») так же помогает этот выбор сделать в пользу Андре.

 

Сначала это встреча с сыном на втором свидании, из-за которого Соня и Андре оказываются в кинотеатре, куда с облавой приходят дружинники.

От облавы их прячет сотрудница кинотеатра в кабинете, именно там влюбленные впервые оказываются в приватной обстановке.

Потом ливень, опоздание Андре, появление его на грузовике, в котором и случается первый секс. 

Случайности, которые не случайны, подталкивают любящих людей друг к другу.

 Счастье (Аркан «Солнце») влюбленных очень короткое.

 

 

Это поездка на 62 километр; прогулка в поле, две встречи на съемной квартиры – и неожиданная депортация Андре из страны (опять Аркан «Колесо Фортуны»).

 Почему же русские боятся быть счастливыми?

Давайте вместе с героями фильма подумаем над этим вопросом с привлечением книги Дэвида Хокинса «Отпускание» с его шкалой сознания (шкалой состояний).

 

В каких состояниях живет, в основном, Соня?

1.     Стыд. 

В СССР нельзя было даже смеяться в общественных местах.  Реплика Сони из эпизода с танго в электричке: «Что ты делаешь? Стыдно. Нас милиция заберет».

Стыд – (по шкале Дэвида Хокинса)- это очень низкая вибрация сознания, значение 20.

Цитата из книги Дэвида Хокинса:

«Стыд отличается унижением, как во фразе « опустить голову от стыда». Обычно сопровождается изоляцией. Является разрушительным для здоровья и ведет к жестокости к себе и другим».

  2.     Вина.

 Вина по отношению к Сергею, которого она не любит.

 Вот что пишет про состояние вины (значение 30) Дэвид Хокинс: «В этом энергетическом поле человек желает наказывать и быть наказанным, что приводит к самоотречению, мазохизму, угрызениям совести, ощущению себя плохим и самосаботажу. Преобладает чувство «Я виноват во всем». Склонность к несчастным случаям, суицидальному поведению. Свойственно проецирование ненависти к себе на «плохих» других. Все это приводит ко многим психосоматическим заболеваниям».

 3.     А как же любовь и счастье, которые Соня испытывает несколько дней рядом с Андре?

Чтобы любить и излучать радость нужны состояния с высокими вибрациями, другой уровень сознания.

Состояние «Любовь» имеет значение 500, а радость – 540 по Хокинсу.

Поэтому русские боялись быть счастливыми, потому что система, воспитание в те времена культивировали состояния с низкими энергиями, а для высоких вибраций нужно умение осознанно в эти ресурсные состояния входить.

Несчастные сценарии жизни существуют и сейчас, и эти «хвосты» из прошлого, к сожалению, продолжают хозяйничать в бессознательном некоторых людей.

 В заключение, напишу еще пару фраз про необходимость психологической помощи.

Заключительный момент фильма: «неудавшуюся Каренину» поднимают с рельсов смотрительницы станции. У женщины – горе огромное, семья разрушена, а ей предлагают такие копинг-стратегии (способы справиться с горем):

«Пойдем в подсобку к нам, там тепло, чайку попьем, а завтра – в храм сходим».

 

 В этом эпизоде на станции мы видим действие Аркана «Башня».

Эта энергия разрушения старого уклада жизни, разрушение старой колеи; трансформация. Через разрушение старого строится новое.

 

 

Человечество переживает сейчас глобальный кризис во времена пандемии, когда многие люди живут в постоянной тревоге за свое здоровье и здоровье близких;  

за работу и бизнес.

Поле короновируса действует на психику людей, очищая подсознание от «накипи и грязи».

Поколение 60-х и 70-х годов не привыкли обращаться к профессионалам- психологам для облегчения своей души от негативных переживаний, взваливая всю тяжесть состояний на близких друзей.

Друзья, конечно, как могут, утешают. Однако, вооружены ли они действенными инструментами помощи, и умеют ли они утилизировать чужие переживания? Вчера мне звонила подруга и рассказывала о том, что буквально собирает себя по частям после общения с подругами, у одной из которых умер муж, а у второй – дочь в тяжелой депрессии.

Как правильно поступать в таких ситуациях?

А) Если Вы - тот человек, который хочет получить помощь и поддержку от друзей, спросите их сначала: «У тебя есть ресурс выслушать меня?»

Б) Если Вы - тот человек, у которого ищут поддержку, не стесняйтесь сказать своим друзьям, что Вы сочувствуете ситуации, но не можете сейчас с ней работать из-за энергетической обесточенности, если у Вас, и правда, нет сил.

 Фильм «Зависть богов» - многогранный.  Можно долго писать и проникать в его глубину, но лучше один раз увидеть самому.

Посмотрите! А что выделите из контекста этого фильма Вы?

Как Вы считаете есть ли шанс построить новую жизнь (Аркан Мир) для Сони?

Какая будет эта новая жизнь?

 Аркан «Мир».

 

 

В статье приведены иллюстрации картин Николая Юдина (1939-2008 год).

 

 






Об авторе статьи

`
Гольцова Марина Сергеевна

Рейтинг психолога: 7 7

Гольцова Марина Сергеевна

Психолог интегративного подхода. Сертифицированный эриксоновский гипнотерапевт, гипнолог. Инструктор сенситивного тренинга. Работаю со взрослыми людьми и группами
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс
  •   Успех


Юлия |
Будоражащий ум и душу анализ хорошо знакомой истории. Никогда не подумала бы, что можно посмотреть на данную кинокартину через призму Арканов Таро. Очень очень и познавательно. Отдельное спасибо автору за те вопросы, которые поднимаются в статье. От себя скажу, что действительно очень хочется верить, что наше общество научится обращаться к профессионалам, для решения своих психологических вопросов.
Татьяна |
Какой глубокий и ясный анализ фильма дала Марина Сергеевна. Какая проведена четкая параллель с Арканами. Сразу чувствуется, что автор статьи глубоко и осознанно владеет этим поистине волшебным инструментом - Таро. И видимо использует в своей работе, что является редкостью и поэтому так ценен в интерпретации из уст профессионалов. Дай Бог, чтобы в подобных ситуациях, как у героини фильма, каждый человек находил в себе силы обратиться к профессионалам такой глубины как автор статьи. А не к подружкам и т.д.
Марина Гольцова |
Юлия, я очень рада, что вам откликнулась моя статья. Да, необходимость психологической помощи в наше непростое время - насущна.
Я слышала, что если раньше в государственной службе психологической помощи человек мог взять 10 сеансов, то теперь только 5. Не справляются, очевидно, много обращений.
Марина Гольцова |
Татьяна, Татьяна, да, я в данный момент готовлю к тиражу свою авторскую колоду Таро. Она будет работать - и как метафорические карты; и как собственно мантический инструмент, в том числе для психодиагностики ситуации. Ну, а уже способы коррекции состояния: эриксоновская терапия. С Арканами Таро ,как и с Архетипами Юнга знакома уже 10 лет.
Ирина |
Очень глубоко раскрыт сюжет фильма, особенно хорошо видно, как Великие Арканы могут проявляться в жизни людей. Очень тонкая и филигранная работа. Огромная благодарность автору статьи Марине
Марина Гольцова |
Ирина, Ирина, какое красивое слово - филигранный. Это точно, программы бессознательного подчас работают чрезвычайно филигранно!
Елена Сергеевна Грибкова |
Прекрасное раскрытие фильма!
Посмотрев, ужасаешься, как всё было.
Да и сейчас это есть - деструктивные программы, не дающие счастливо жить и трансформироваться через радость, без боли.
И такое счастье, что есть психотерапия и люди идут работать с собой!
И это благо распространяется и проникает всё шире и глубже для просветления души каждого!
Марина, благодарю за то, что даришь эту трансформацию Миру!
Конечно же героиня трансформируется, но через боль.
В наше время, живя осознанно и работая с собой, обращаясь к специалистам - трансформации происходят в счастии и даже если есть некие "серые" эмоциональные оттенки - они проживаются в любви к ним, перерождаясь в гармоничную энергию СЧАСТЬЯ.
Марина |
Елена Сергеевна Грибкова, Елена Сергеевна, спасибо за Вашу глубокую эмоциональную и интеллектуальную добавку к посту
андрей |
классный разбор! структура фильма как на ладонях)
Марина Гольцова |
андрей , Рада быть полезной, Андрей!
Светлана |
Марина Гольцова, ответ очевиден- жить как раньше Соня не сможет
Анна |
Для каждого мир, наверное, возможен. Надо только в себе сначала разобраться, тогда и мир будет
Марина Гольцова |
Светлана, Да, конечно. А какой новый Мир построит Соня?
Татьяна |
Соня и Андрей обязательно встретятся. Год был 1983. 1991 год не за горами. Если они близнецовые пламена, то сомнения здесь никакого нет..
Марина Гольцова |
Анна, Анна, это точно. Все начинается в субьективном мире.
Марина Гольцова |
Татьяна, Татьяна, так здорово, что Вы так думаете.
Марина Гольцова |
Марина Гольцова, есть продолжение этого фильма, но я бы сняла другой фильм.
Марина Гольцова |
Анна, Анна, да, именно так. Развитие идет изнутри наружу. От субъекта.
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий


Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍