Мэттью рос с двумя старшими братьями, строгими отцом и матерью. Ярко описывают отношения в семье два факта. Его родители трижды вступали в брак и дважды разводились — друг с другом. Отец четыре раза ломал маме средний палец, потому что она тыкала им ему в лицо. Макконахи пороли за вранье, за «не могу», за то, что попадался, мыли рот с мылом за оскорбительные слова.
В семье от детей требовали строгого соблюдения правил. Он вспоминает: «Мы вели себя так, как велели мать с отцом, потому что «так сказано», а непослушание наказывалось не лишением права гулять, а ремнем или оплеухами, потому что «так доходчивее и отнимает меньше драгоценного времени». Тем не менее, он пишет, что родился в любящей семье, они обнимались, целовались и даже после порки родители водили его в любимое кафе, чтобы отметить затверженный урок.
Мэтью говорит, что строгое воспитание сделали его ловчилой во всех смыслах этого слова. Он пишет: «А еще я знаю, что делал то, что следовало, потому что хотел заслужить родительскую похвалу. Такие вот последствия». Важно отметить, несмотря на такие методы воспитания, детей в семье поддерживали, признавали, учили трудолюбию, давали выбирать и проявлять индивидуальность.
После рассказа о родителях и братьях, Макконахи описывает события жизни и уроки, которые вывел из своего опыта. Он пишет о популярности в школе; о поездке на год в Австралию по обмену и жизни в семье сумасшедших; как учился на адвоката, потом передумал и перевелся на факультет кинематографии; как получал первые роли в кино; о трехлетнем скитании по всей стране; о «влажных мечтах», которые подталкивали к путешествиям; о жизни известного актера; о женитьбе и рождении детей; как два года он отказывался сниматься, чтобы получить приглашение на драматические роли.
Давайте посмотрим на образцы почерка Мэттью Макконахи и узнаем, что это за человек, каков его психологический портрет.
Первое что бросается в глаза — очень мелкий размер букв, около 1 мм. При этом в почерке размеренное движение, умеренная скорость, индивидуальная форма, постоянство признаков, преобладает раздельность, относительная читабельность, продуктивная организация и прямые, идущие до конца строки. Это почерк мыслителя, рационального, взвешенного и сдержанного человека. Макконахи склонен погружаться в себя, рефлексировать, размышлять, философствовать.
Теперь насчет мелкого размера средней зоны. В графологии всякая чрезмерность выраженности признака сигнализирует о преувеличенном проявлении определенных свойств личности. Величина средней зоны говорит о самооценке. И социальная успешность не означает, что с ней все в порядке. Мэттью Макконахи сомневается в себе, чувствует неуверенность, зависим от мнения окружающих. Легко предположить, что это последствия строгого воспитания. Актёр сам пишет, что всегда стремился заслужить одобрение отца и матери. К тому же родители культивировали в нем стремление быть лучшими во всем. Предположу, что нахождение в таких условиях сформировало оценочную зависимость.
На первый взгляд, этот вывод противоречит сложившемуся образу и поведению знаменитого голливудского актера. Все становится ясно, когда мы смотрим на автограф Макконахи. Подпись отражает характер самопрезентации человека. У Мэттью гигантские заглавные буквы относительно размера почерка. Такое различие говорит о том, что образ, который он демонстрирует окружающим, значительно отличается от реального самоощущения. Черта под его подписью говорит о потребность встать на сцену, в центр внимания. Теперь образ складывается.
Анализ почерка показывает, что сложные отношения с самим собой компенсируются сильными сторонами актера и даже становятся стимулом для саморазвития. Мы видим выраженный вертикальный разброс и оригинальность формы, при этом почерк подвижный. Особенно это видно в образцах, которые он написал спонтанно, забыв о наблюдателях. Эта группа признаков говорит о том, что Мэттью амбициозный человек, стремящийся к самосовершенствованию. Он постоянно соревнуется сам с собой. Однако после каждой победы сомнения не уходят и толкают улучшаться дальше. В книге он публикует заметку 1992 года с десятью целями на жизнь, где четвертым пунктом указывает «искать лучшего себя».
В книге Макконахи дает понять, что знал о своем болезненном стремлении производить впечатление, и хотел это изменить. Результат его работы над собой заключается в выведенном принципе — меньше кичиться, больше вовлекаться. Он пишет «Чем меньше кичишься своей жизнью, достижениями, карьерой, связями и знакомствами, своими перспективами, чем скорее перестаешь кичиться всем этим, а наоборот, вовлекаешься в это, тем скорее добиваешься успеха». Макконахи называет себя везунчиком, таким образом, не присваивает собственные достижения, а списывает успех на действия высших сил.
Какие еще качества личности помогают Мэттью Макконахи. У него сильная нервная система, он организованный, практичный, расчетливый, подчиняется уму, а не порывам чувств. Он человек строгих правил, законопослушный, надежный. Обладает самостоятельным мышлением, способен принимать решения. Возникает мысль, что это качества хорошего менеджера, а не актера, у которого должна быть подвижная психика, позволяющая мгновенно переходить в разные эмоциональные состояния. На самом деле у Макконахи есть психическая гибкость, способность к импровизации и перевоплощению. Эти способности отражены в индивидуальной форме букв и связок, раздельности, нитеобразности, оптимизации в почерке.
Кроме этого, отлично играть роли помогала его склонность к размышлениям, способность погружаться, исследовать внутренний мир героя. Он серьезно готовился к работе, продумывал образы персонажей и делал больше, чем от него требовали. Например, на съемках фильма «Волк с Уолл-стрит» сценарный эпизод Макконахи был небольшим, но он подготовил целый монолог, который вошел в фильм целиком. Мэтью вспоминает: «Я прочел сценарий. Марк Ханна утверждал, что секрет успешной брокерской деятельности заключается в к❀каине и шлю❀ах. Безумец, который верует в подобное, заслуживает, чтобы о нем написали целую энциклопедию. Вот я и стал ее писать».
В заключении хочу рассказать о качестве — готовность к риску. Мэттью Макконахи рассказал историю о том, как будучи женатым и с двумя детьми, двадцать месяцев отказывался от всех предложений, потому что хотел избавиться от романтического образа и ждал возможность проявиться как драматический актер. Были и другие рисковые поступки. Однако его почерк говорит о готовности только к тщательно обдуманным шагам. Риск дается ему с трудом. В 1992 году в списке целей на жизнь, шестым пунктом он написал «take more risks». Предполагаю, что задача появилась как следствие осознания собственной опасливости и стремлении ее исправить.
Таков Мэттью Макконахи. Он развивает свои сильные стороны, осознает слабые и работает над собой. У него это получается. Рекомендую книгу «Зеленый свет» как легкое и вдохновляющее чтение.
Максим Васильченко, графолог.