articles
Сharlotta Carlström (2019)/ BDSM, becoming and the flows of desire/ Culture, Health & Sexuality, 21:4, 404-415. https://mc.manuscriptcentral.com/tchs
Перевод статьи Демидова А.А.
Обзор
Основываясь на пятилетнем качественном этнографическом исследовании БДСМ в Швеции, эта статья рассматривает процесс становления среди практикующих БДСМ. Были проведены развернутые интервью с 29 самоопределившимися практикующими БДСМ, и их отчеты были проанализированы с использованием тематического анализа. Ориентируясь на Делезовскую концепцию становления, БДСМ понимается как динамическое и коллективное явление, тесно связанное с фантазиями, воспоминаниями и страстным желанием, реализуемое через потоки желания. Практика БДСМ может быть понята как процесс возрастающего расширения, созидания и соединения, в котором желание рассматривается не как то, чего нам не хватает или в чем мы нуждаемся, а скорее, как процесс стремления и самосовершенствования. Более полное изучение процесса становления может дать лучшее понимание того, почему некоторые люди предпочитают практиковать БДСМ.
Вступление
В этой статье исследуются повествования практикующих БДСМ об их первом влечении к этим практикам и о том, как они придают смысл своим переживаниям. Индивидуальные нарративы анализируются в диалоге с подходом Делеза и Гваттари ([1987] 2012) к желанию, в то время как трансформационный потенциал становления используется в качестве концептуальной линзы, через которую можно глубже исследовать значение этих рассказов.
БДСМ означает "удержание и дисциплина, доминирование и подчинение, садизм и мазохизм", аббревиатура в значительной степени заменила более ранний термин "садомазохизм". Литературное описание садомазохизма имеет долгую и богатую историю, с примерами как Восточной, так и Западной цивилизаций, в то время как научное изучение этих практик сравнительно молодое (Westerfelhaus 2007). Термины садизм и мазохизм были впервые введены Ричардом фон Краффт-Эбингом (1840-1902) в его обширном труде Psychopathia Sexualis, опубликованном в 1886 году. Зигмунд Фрейд (1856-1939) впоследствии объединил эти две концепции в понятие «садомазохизм». Заметив, что человек может испытывать удовольствие как от получения, так и от причинения боли, Фрейд пришел к выводу, что садизм и мазохизм - две стороны одной медали (Weinberg 2006). Эта концептуализация была дополнительно развита антропологом Полом Гебхардом (1969), который подчеркнул, что переживание или причинение боли само по себе не является привлекательным для практикующих БДСМ, если только это не происходит в заранее оговоренной ситуации. Однако именно с 1970-х годов социологические исследования БДСМ как коллективного, согласованного и социального поведения стали развиваться и диверсифицироваться.
БДСМ организуется в среде, имеющей общие правила, ценности и нормы, которых должны придерживаться все члены сообщества. Социальные мероприятия основаны на взаимодействии и ритуальных практиках в социальных пространствах, включая клубы, частные вечеринки, вечера в пабах или семинары, где практикующие встречаются, чтобы общаться, учиться и практиковать БДСМ. Люди, практикующие БДСМ, часто описывают БДСМ-сообщество как важное для них, потому что оно добавляет смысл и предлагает безопасность и чувство принадлежности. Преемственность и взаимное признание, возможно, являются решающими факторами в обеспечении чувства безопасности. В то же время следует подчеркнуть, что меньшинство или самостоятельная группа, такая как БДСМ-сообщество, не является фиксированной идентичностью. Она может быть реформирована, и сообщество может совместно создавать новые идеи о том, что такое идентичность и что она должна содержать в данный момент. Делез и Гваттари ([1987] 2012) утверждают, что идентичность группы приводится в движение с каждым новым членом, что становится очевидным в сообществе БДСМ, где происходит постоянный приток новых людей. Darkside.se - основная БДСМ-платформа в Швеции - за 9 лет (с октября 2009 года по апрель 2018 года) увеличилась с примерно 30 000 до почти 200 000 членов.
В то время как более ранние теории предполагали, что сексуальное насилие в раннем детстве может объяснять практику БДСМ во взрослом возрасте, несколько эмпирических исследований показывают, что БДСМ не может быть объяснен в терминах психопатологии (Langdridge and Barker 2007; Sandnabba et al. 2002; Weinberg 2006; Williams 2006; Williams et al. 2017). В отличие от патологизирующих дискурсов, некоторые исследования указывают на психологические преимущества людей, практикующих БДСМ (см. например, Richters et al. 2008; Wismeijer and van Assen 2013). Например, в исследовании Wismeijer и Van Assen из Нидерландов, 902 практикующих БДСМ набрали значительно больше баллов, чем сопоставимые контрольные группы из 434 человек по нескольким показателям, связанным с психологическим здоровьем. Авторы отметили, что БДСМ следует понимать в терминах рекреационной деятельности, а не как форму психопатологии. Исследования Beckmann (2001), Taylor и Ussher (2001), а также Barker, Iantaffi, and Gupta (2007) показали положительные психологические результаты для участников, вовлеченных в БДСМ, начиная от исследования духовного и заканчивая терапевтическим.
Тенденция отхода от патологизирующих дискурсов также проявляется в диверсификации исследовательской направленности. В последние годы исследования сместили фокус внимания на различные аспекты практик, в частности вопросы коммуникации, переговоров и согласования (Langdridge and Barker 2007; Moser and Kleinplatz 2006; Ortmann and Sprott 2013; Weiss 2011), личностного смысла в отношении БДСМ (Faccio, Casini, and Cipolletta 2014), гендера и БДСМ (Barker 2013; Carlström 2017; Yost 2007), БДСМ как досуга (Newmahr 2011; Prior and Williams 2015; Williams et al. 2016) и БДСМ как ритуала и духовной практики (Baker 2016; Carlström 2018; Klement et al. 2016; Сагарин, Ли и Клемент 2015). Настоящее исследование дополняет существующую междисциплинарную литературу и берет свое начало в теоретических размышлениях о желании как фундаментальной силе жизни. Сосредоточившись на понятиях становления и желания, я исследую, как практикующие придают смысл своему собственному опыту.
Метод
Статья основана на пятилетнем качественном этнографическом исследовании БДСМ, проведенном в Швеции (Carlström 2016). Данные собраны в различных сообществах БДСМ в период с 2012 по 2013 год. Поиск участников осуществлялся через объявления в секс-шопе, различные некоммерческие организации, занимающиеся вопросами и правами лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров. Все организации были проинформированы об исследовательском проекте. Автор стал членом организации Darkside.se, где рекламировал свое исследование. Этнографические исследования направлены на сближение с информантами и раскрытие явлений, но также служат для изучения сложности и динамики в различных ситуациях. В настоящем исследовании работа на местах включала интервью, наблюдение и участие в собраниях, домашних вечеринках, вечерах в пабах и клубных мероприятиях. Например, автор посещал различные семинары, посвященные технике и/или безопасности кнута. На вечеринках и в клубах есть возможности для ролевых игр и практики БДСМ, и автор регулярно принимал участие в таких мероприятиях. Также автор посещал практикующих в их домах для понимания того, как БДСМ проникает в повседневную жизнь. Эти наблюдения служили нескольким целям: для установления доверия и большей информированности о моделях взаимодействия и нормах в сообществе БДСМ, чего было трудно достичь с помощью одних только интервью. Наконец, наблюдения помогли разработать соответствующие вопросы для последующих интервью.
Всего было опрошено 29 человек, определяющих себя как практикующих БДСМ. Глубинные интервью начинались с вопросов о том, как информанты определяют БДСМ и как они изначально были вовлечены. Намерение состояло в том, чтобы дать людям возможность свободно обсуждать те темы, которые они считали наиболее важными для себя. Интервью проводились в домах информантов, в секс-шопе, в кафе и университетах. В этой статье используются псевдонимы для защиты личности информантов. Каждое интервью длилось 1-4 часа. Четырнадцать человек из выборки идентифицировали себя как женщин, 14 - как мужчин и один - как трансгендер. Девять из них были идентифицированы как доминанты и/или садисты, 13-как сабмиссивы и/или мазохисты и семь - как свитч. Двадцать информантов имели высшее образование. Контакты с информантами были разнообразными: с некоторыми из них автор встречался только один раз для интервью; с другими встречался несколько раз в разных контекстах для повторных интервью. Эти информаторы помогли получить доступ к различным событиям и установить контакт с другими людьми.
Исходя из некоторых полученных результатов, первоначально выбранные теоретические рамки претерпели изменения в ходе исследования. В ходе анализа неоднократно модифицировалось использование теоретических концептов в диалектической связи с наблюдениями и рассказами информантов. Аналитические категории интерпретировались через теоретические концепции становления и желания (Deleuze 1990; Deleuze and Guattari [1987] 2012) в целях исследования измерений трансгрессии и повторного согласования идентичностей, которые проявились в интервью. В соответствии с их аргументами автор рассматривает личность как динамичную и формирующуюся.
Теоретическая основа
Делез и Гваттари утверждают, что сама жизнь является "формирующейся", и рассматривают желание как продуктивную и созидательную энергию, состоящую из постоянных изменений, силы и различий ([1972] 1983; [1987] 2012). Эта позиция может быть противопоставлена традиционному взгляду на существование фиксированной человеческой сущности, которая затем различается по расе, классу и полу. Избегая использования понятий, понимаемых как "бытие", и вместо этого концептуализируя ситуации в терминах становления, Делез и Гваттари полагают, что можно перестать думать и рассматривать жизнь в фиксированных и статичных терминах. Проблема, согласно Делезу (1990), состоит в том, что становление всегда должно быть направлено на конкретный субъект. Вместо того чтобы думать, что есть "изначальные воплощения", которые затем "действуют", он утверждает, что мы должны использовать эти термины в инфинитивной форме: быть, практиковать и сексуализировать.
Вдохновленный Делезом и Гваттари, Коулбрук (Colebrook , 2002) пишет: "То, что есть нечто, есть его поток желания, и такие силы порождают различающиеся и множественные отношения. Мое тело определяется «женским», например, через его стремление к другим телам; человек производит свою сексуальность через желание." Образ тела формируется только через свои отношения; мы становимся человеческими особями, когда изучаем другие тела, подобные нам. В соответствии с концепцией власти Фуко, желание позволяет омыслить события и отношения как продуктивные. Делез и Гваттари ([1987] 2012) таким образом дистанцируются от психоаналитической теории, в которой желание рассматривается как нечто, что нам нужно подавить или укротить, чтобы стать цивилизованными. Вместо этого люди, общества, культуры, дискурсы и представления воспринимаются как следствия и продукты желаний. Сама жизнь - это желание, в котором идентичности и убеждения понимаются как события в потоке желаний. Расширение и созидание происходят через связи. Желание означает соединение. Один из способов обдумать это - изучить взаимосвязи между различными факторами: пальцами, соединяющимися с клавиатурой, телом, соединяющимся с другим телом, ртом, соединяющимся со стаканом, и пчелой, соединяющейся с цветком.
Часто мы думаем о желании в терминах недостатка: если мы чего-то желаем, то только потому, что нам этого не хватает. Но Делез реконфигурирует концепцию желания, утверждая, что то, чего мы желаем, есть социальная формация, и в этом смысле желание всегда позитивно. Вместо того чтобы рассматривать желание как результат чего-то, чего нам не хватает, мы можем рассматривать его как творческий процесс, пронизывающий повседневную жизнь (Deleuze and Guattari [1972] 1983). Кэмерон и Кулик (Cameron and Kulick, 2003) также были заинтересованы в выявлении желания и "анализе его работы в конкретных социальных контекстах". В их эклектическом анализе желание не является сознательным и рациональным, но частично состоит из подсознания. Сосредоточившись на желании, Камерон и Кулик утверждают, что мы можем дать анализ "степени, в которой наша эротическая жизнь формируется силами, не являвшимися полностью рациональными и осознаваемыми".
Результаты исследования
Становление коллективного и индивидуального
БДСМ обычно описывался информантами как сложный и динамичный, а не статичный. В своих размышлениях практики также часто описываются в терминах становления. Несколько информантов рассказали о том, когда они впервые вступили в контакт с БДСМ и как эта практика развивалась с тех пор. Доминант, Джонатан, размышляя о процессе становления, заметил::
Он (БДСМ) развился из простого набора эмоций, которые я не мог выразить словами, став важной частью моей личности. Вначале я не понимал, почему я так себя чувствую. Я не знал, все ли ОК с окружающим миром, или даже все ли ОК со мной. Я не знал, что есть и другие такие же, как я. Я перешел от того, чтобы рассматривать свои сексуальные предпочтения как нечто странное, чего следует избегать, к тому, чтобы приветствовать их. Это, в свою очередь, привело меня к позволению увидеть весь спектр моих предпочтений, и что я могу оценить по достоинству все аспекты БДСМ.
Начать практиковать и стать "практикующим" - это процесс, состоящий из нескольких этапов. Многие практикующие описывали развитие сексуальной идентичности, отмеченное внутренними конфликтами, отсутствием уверенности и чувством стыда в связи с их БДСМ-практиками. Для некоторых практикующих БДСМ был не только про сексуальность. Вместо этого, ключевыми факторами были обмен властью, дисциплина и безопасность, где центральное значение имеет согласие. Существует озабоченность, особенно среди БДСМ-пар, поиском и формированием стратегий для управления и сбалансирования практики БДСМ с окружающим сообществом и повседневной жизнью.
Почти все участники исследования имеют первоначальное воспоминание, ассоциируемое с БДСМ. Для многих это открытие было связано с определенным событием, обычно очень далеким во времени, но легко обнаруживаемым в памяти. Для многих также оно включает воспоминания из детства. Кейт говорит: "У меня были эти чувства и фантазии, сколько я себя помню, еще до того, как я узнала, что секс существует и что это такое". Первые воспоминания Андерса о БДСМ приходят из школы. Он замечает:
У меня были довольно откровенные фантазии о моей учительнице начальной школы, она была очень хитрая. Она только что закончила университет и держалась решительно, но меня это не пугало. Помню, я подумал: «А что, если бы я мог вместо этого взять ее под контроль?». У меня были довольно откровенные фантазии о том, как я стукнул ее линейкой.
Во многих историях повторяется открытие интереса к БДСМ через различные детские игры. Участники рассказывали об играх полицейских и грабителей, ковбоев и индейцев, в том числе о поимке, удержании и борьбе. Адам, который определил себя как сабмиссив и мазохист, размышлял о том, как его детские игры включали элементы БДСМ, и что он всегда был тем, кто был пойман и разоблачен:
Когда вы начнете анализировать, вы рано или поздно подумаете: "Эй, подождите минутку, почему это всегда я был тем индейцем, которого захватили ковбои"? И теперь я это понимаю. Я всегда был тем, кого ловили; я всегда был тем, кто подвергался воздействию. Но в то время это было не сексуально, а естественно. Так что, может быть, это врожденное, но я думаю, что это также влияние окружающей среды, которая формирует нас.
Здесь Адам описывает, как взрослые БДСМ-роли формировались в детских играх, хотя они и не имели сексуального контекста. Как и Адам, Ким помнила детские ролевые игры: "мы с моим другом всегда играли в зебру и льва, когда были детьми. Это была игра, где один из нас был в уязвимом положении, а другой нападал, мы боролись, и игра всегда заканчивалась, когда зебра умирала". В более поздних рассказах о БДСМ Ким объясняет, как хир (хир - гендерно нейтральное местоимение третьего лица единственного числа) всегда возвращается к чувству, которое испытывал в игре зебры и Льва, а именно, быть в уязвимом положении, зная, что что-то произойдет, но не известно, что именно. Многие практикующие говорили, что только в подростковом возрасте эти игры были связаны с сексуальными предпочтениями. Это привело к поиску информации и единомышленников. Карин говорит: "с 14 лет у меня были очень четкие фантазии. Я нашла Darkside, когда мне было 17, то есть уже семь лет назад’. Информанты, которые были подростками до появления Интернета, объясняли трудности получения знаний и установления контактов с другими практикующими. Магнус описывает:
До 16 лет я считал себя ненормальным. Я вырос в маленьком городке, где все друг друга знали. Потом, однажды, я увидел в библиотеке журнал, в котором был тематический выпуск об удержании и садомазохизме. Только тогда я осознал и нашел для этого слова. Помню, я подумал: "Боже мой, есть и другие такие же, как я. Это было потрясающе.
Другому участнику, Маттиасу, потребовалось много времени, прежде чем он осмелился воплотить в жизнь свои БДСМ-предпочтения: "Я никогда не пытался попробовать что-нибудь, потому что я не знал никого, кто любил БДСМ. Поэтому я живу наедине с этими чувствами уже около 20 лет. Трагично, но верно’. Он связался с Мисс (Госпожой) онлайн и заказал свидание. Они встретились в кафе, чтобы поговорить. Час спустя Маттиас отправился в ее студию. Он продолжал: "Я понятия не имел, какие действия мне предстоят, и это немного нервировало меня, ведь я был так неопытен. Но во время этой сессии рухнуло по меньшей мере 20 барьеров. Барьеры, которые были у меня в течение стольких лет".
Таким образом, процессы становления могут идти совершенно разными путями. В то время как Маттиас столкнулся с некоторыми трудностями в связи со своими предпочтениями, Андерс практиковал БДСМ в течение всей своей взрослой жизни и фантазировал о БДСМ с тех пор, как ему было шесть или семь лет. Он рассказал о том, как познакомился со своим нынешним партнером:
Я хотел быть предельно точным в том, кто я такой. Я хотел познакомить ее с БДСМ медленно, чтобы она поняла, что это значит. Я написал ей длинное письмо и объяснил, кто я такой, а также упомянул, чем не могу пожертвовать или изменить, например, свою ориентацию. И это было немного похоже на Carl Jonas Love Almqvist; это нормально для тебя? И это было нормально.
Описывая вид отношений, которые он хотел бы иметь, Андерс ссылался на знаменитую и (для своего времени) феминистскую и противоречивую новеллу Det går an (It will do, Almqvist [1839] 2012). Другими словами, Андерс пытается описать отношения, которые не вписываются в структуру социального норматива. Для него БДСМ был ориентацией, и чтобы начать новые отношения, ему нужно было знать, принимает ли его партнер эту часть своей личности. Она так и сделала, и сегодня они живут вместе.
Приведенные выше примеры представляют собой некоторые из первоначальных воспоминаний о БДСМ, о которых говорили практикующие в ходе данного исследования. В этих историях много общих черт и закономерностей. Для Делеза и Гваттари ([1972] 1983) жизнь означает желание и поток позитивного различия и становления, которое возникает в серии продуктивных взаимосвязей. Становление и все действия происходят в потоке жизни. Они могут существовать только через цепь желаний, в которой одно связано с другим. Поток продолжается только благодаря взаимосвязям. Выраженность тел формируется только через желание, которое также соединяет их. Когда Адам был индейцем, захваченным ковбоями, возникла связь, которая привела к новому ощущению и становлению. Когда Ким была зеброй, попавшей в ловушку льва, между ними существовала связь, которая была первым звеном в цепи потоков желания. В тот момент, когда тело Маттиаса соединилось с телом профессиональной Госпожи, он представлял себя практикующим БДСМ, и для него это означало, что "20 барьеров рухнули". В цитате Джонатана мы видим четкий процесс становления с начальной точки, где "БДСМ был просто набором эмоций, которые я не мог выразить словами".
Согласно Делезу и Гваттари, такие процессы становления создаются через потоки желаний, фантазий, воспоминаний и стремлений. В процессе становления практикующим Джонатан познакомился с другими практикующими. Но также важны и другие связи, такие как взаимосвязь, возникающая, когда пальцы касаются клавиатуры при поиске в Интернете, когда читатель встречает текст, а также связи между руками и другими частями тела и инструментами БДСМ. Все подобные связи создают важные звенья или потоки в процессе становления практикующего и продолжения им быть. Мы никогда не перестаем развиваться, но в то же время сама жизнь состоит из единственного становления. Даже те практикующие, которые видели БДСМ как нечто врожденное и «нечто, что всегда было там», проходят через эти процессы становления. Такие события, как встречи с другими практикующими, первая сессия, приобретение инструментов и приспособлений, исследование новых практик, условий и удовольствий, - все это примеры потоков желания, которые включают в себя процесс раскрытия и созидания.
Процесс становления также включает в себя отношение к преобладающим размышлениям. В некоторых рассказах информантов воспроизводятся более ранние деструктивные переживания, и за ними следуют размышления о том, связаны ли эти переживания с БДСМ-практиками настоящего времени. Дженни, сабмиссив, описывает:
Я много думаю о том, что произошло раньше в моей жизни, если есть какая-то связь с тем, почему я практикую БДСМ. Я много об этом думаю. Я потеряла девственность в процессе изнасилования. Но этот случай был проработан мной, и теперь все в порядке. И потом, отец моего сына был очень ... психологически он был не добрым. Это было жестокое обращение. Это было совсем не то, чего я хотела. Есть разница, когда речь идет о сексе. И тогда я думаю: как эти переживания повлияли на меня? Я научилась жить с этим, и теперь все в порядке. Теперь я уже ни о чем не плачу, да и что тут скажешь.
Джонатан также размышлял о связи между насилием и БДСМ:
В самом начале, когда я скорее боялся своей ориентации, чем приветствовал ее, я думал, что это был продукт воспитания в доме, где было жестокое обращение, в первую очередь, со мной. Это так легко сделать, но я не могу согласиться с этим выводом. Все, что я делаю в БДСМ, исходит из желания и любви. Здесь нет ни насилия, ни горечи, ни ненависти. Только желание и воля. Я добрый и заботливый человек, который никогда не будет думать о том, чтобы оскорблять, бить или причинять кому-либо боль другими способами. Тем не менее, это продукт дома, в котором я вырос. Как ни странно.
Джонатан Сид сказал, что «легко сделать вывод», ссылаясь на предположение, что практика БДСМ может быть следствием взросления в жестокой обстановке, но он верит, что его предпочтения на самом деле не вызваны этими детскими переживаниями. Взгляды Дженни и Джонатана на самих себя были затронуты размышлениями, которые связывали БДСМ с насилием и с прошлыми травматическим опытом. Хотя несколько крупных научных исследований (см., например, Richters et al. 2008; Wismeijer and van Assen, 2013) приходят к выводу, что нет никакой обязательной связи ни с деструктивными прошлыми переживаниями, ни с психическими заболеваниями, ассоциированными с практикой; некоторые участники размышляют и связывают БДСМ с психическими заболеваниями, когда описывают свой путь. Очевидно, что представление о БДСМ, как о патологии, все еще распространено. Как отмечает Лэнгдридж (2011): "Способность медицины патологизировать давно признана, и это особенно очевидно в случае садомазохизма, когда голос участника заглушается голосом медицинского работника".
Исследования показывают, что люди, практикующие БДСМ, не страдают от психических заболеваний в большей степени, чем население в целом, но, конечно же, важно знать, что психические заболевания могут присутствовать среди практикующих БДСМ. Не менее важно не делать поспешных выводов относительно механизмов или причинно-следственных связей. Психическое заболевание зависит от разных факторов, но одной из причин может быть подверженность стигматизации. Kleinplatz and Moser (2007) подчеркивают: "Люди, которые маркируются и рассматриваются как психически больные, имеют право испытывать значительные страдания по поводу восприятия их; это страдание не означает психопатологии как таковой". Стигматизация и обращение с человеком как с психически больным или извращенным может само по себе привести к психическому заболеванию.
Потоки желания
Фуко ([1979] 2002) описывает, как сексуальная ориентация стала играть важную роль в формировании идентичности индивидов. Однако только в XX веке сексуальность стала понятием, основанным на идентичности. До этого сексуальность понималась, как основанная на действиях. Вайс (Weiss, 2011, 11) предлагает рассматривать БДСМ как "индивидуальность на практике, глубоко личный, но реляционный проект самого себя", что подразумевает, что многие практикующие рассматривают БДСМ как нечто, что они делают, а не как то, чем они являются.
Различие между "бытием" и "действием" было общим для всех участников исследования. София, например, сказала, что "БДСМ - это то, что я делаю, а доминанта - это то, что я есть". В следующем отрывке интервью Минна вернулась к своему первому опыту доминирования и размышляла о том, как они связаны с ее садизмом сегодня:
Я думаю, мне было 12 лет, когда соседский мальчик, на четыре года старше меня, пригласил меня в свою спальню и хотел посмотреть на мою грудь. Я сказал ему, что если ты разденешься и начнешь дрочить, тогда ладно, может быть. И когда он сидел там, я почувствовала: "Ого, какая сила!". Он смотрел на мои груди, но не трогал их, и я пошла домой, чувствуя себя совершенно счастливой. Ничего подобного я не видела и не читала. Мне было всего 12 лет! Но я, вероятно, не стала бы садистом, если бы это не было во мне с самого начала. Это не то, чем вы решаете быть. Я была еще подростком, когда пошла в библиотеку и искала литературу про садомазохизм, а мне сказали, что это болезнь и что садисты должны быть заключены в тюрьму. Я просто подумала - нет, это не я.
Как и многие размышления других практикующих, эта цитата Минны представляет взгляд на БДСМ как на нечто врожденное, или то, что "всегда было там". Другой участник, Магнус, заметил: "Как правило, есть отличие от тех, кто говорит, что они всегда знали, что даже когда были ребенком и не имели сексуального опыта, знали. И я принадлежу к этой группе". Для людей с таким отношением первая встреча с БДСМ-сообществом часто ассоциируется с ощущением "возвращения домой". Понять, что есть другие, такие же, как ты, или, как выразился Магнус: "Упасть в объятия друг друга, где наконец-то есть кто-то, кто понимает". Многие описывали это чувство как, когда "все становится на свои места", когда вам позволено быть самим собой и выражать все части и аспекты себя.
Еще одна группа практикующих - это те, кто впервые столкнулся с БДСМ-сообществом и впоследствии был в него вовлечен. Их часто вводили во взрослую жизнь, например, через нового партнера. По словам Минны, желание заниматься БДСМ - это то, чему можно научиться. Она описала, как она "насаждает желание физической боли в своем партнере" и сказала: "Его не было, когда мы встретились, но я повлияла на него, чтобы он думал, что это потрясающе и нечто, что ему нужно".
Некоторые практикующие описывали свою практику как форму зависимости. Натали описывает: «Чем больше БДСМ ты получаешь, тем больше тебе нужно, это самая сильная потребность, с которой я когда-либо сталкивалась. Она сильнее всего остального. Вы становитесь зависимыми после первого шлепка по заднице. Вы должны получать все больше и больше». На одной из встреч, где обсуждался БДСМ, поднялся этот вопрос. Одна женщина сказала, что знает несколько человек, которые не признают свой интерес к БДСМ, но страдают от своего рода "давления", которое заставляет их практиковать БДСМ полный рабочий день в течение нескольких недель каждый год. Они связываются с ней, чтобы доминировать или покупать большое количество БДСМ-вещей и закрываются на несколько дней, чтобы смотреть БДСМ-порно или тусоваться на Darkside.se для удовлетворения своих потребностей. Затем они возвращаются к "нормальной жизни", и жизнь продолжается как обычно – до следующего раза. Все присутствующие на собрании чувствовали, что подавлять БДСМ таким образом было бы очень грустно. Адам тоже сравнивал свою практику с наркоманией:
Когда я пришел к выводу, что я извращенец, я попытался подавить это, когда был моложе ( ... ), а потом я стал хладнокровно относиться ко всему, просто забыл все, и все шло хорошо в течение восьми, девяти месяцев. Потом я почувствовал себя очень плохо. Я не знал, что делать. Я спросил себя: "Что я делаю?". Я был так подавлен и не знал, что с собой делать.
Здесь стоит отметить, что Адам использовал термин "хладнокровный" для описания своего опыта, термин, обычно используемый для описания резкого прекращения употребления вызывающего привыкание наркотика, который делает абстиненцию интенсивной и мощной. Он продолжил: "С тех пор я осознал, что БДСМ - это часть моей жизни, без которой я не могу жить. Я должен строить свою жизнь в соответствии с этим, так сказать". Он объяснил, что, когда он не практиковался некоторое время, он чувствовал себя плохо. На момент интервью прошло уже несколько месяцев с тех пор, как он в последний раз проводил сессию:
С конца января я почувствовал, что мое тело нуждается в БДСМ-фиксации, нуждается в отдыхе. Я подумывал о том, чтобы пойти к одной Госпоже в Дании, которая, как я знаю, хороша, но я чувствовал, что нет, я не могу рисковать. Я не знаю, как бы мне удалось справиться с этим позже. Я не хочу оставаться наедине со своими чувствами. Например, я перенес свои летние каникулы, чтобы поехать в Соединенные Штаты, и я буду там через три недели, а потом смогу играть столько, сколько захочу. Тогда настанет время вернуться на землю и снова стать нормальным человеком.
В этом отрывке из интервью с Адамом есть множество наркотических метафор. Он знает, что тело нуждается в "допинге БДСМ", и он выделил время и пространство, чтобы посвятить себя практике в течение более длительного периода. Он также принимает во внимание, что требуется время, чтобы восстановить связь со своей обычной жизнью и снова "стать нормальным".
Тип языка, встречающийся в интервью, ни в коем случае не является исключительным. Использование термина «аддикция» в связи с сексуальностью стало более распространенным явлением, особенно в отношении порнографии. По данным Williams et al. (2017), среди некоторых ученых, специалистов, политиков и средств массовой информации наблюдается растущее признание концепции зависимости от секса и/или порнографии, хотя исследования указывают на серьезные проблемы с применением модели зависимости к сексуальному поведению и просмотру порнографии. Хотя некоторые участники исследования использовали язык аддикции для описания своих БДСМ-практик, важно отметить, что БДСМ не было научно утверждено как аддикция. В этом контексте использование метафор наркомании и наркотиков скорее можно рассматривать как способ найти подходящие слова для описания того, что человек чувствует; используя язык, который принадлежит дискурсу наркотиков, человек может сделать себя понятым, потому что он понятен для людей за пределами сообщества. В этом смысле Кэмерон и Кулик (Cameron and Kulick, 2003) описывают значение языка в том, чтобы быть понятыми самим и объяснить наши действия
Язык – описывающий что бы то ни было - не является совершенным представлением опыта или реальности. Но поскольку люди не способны читать мысли друг друга или испытывать телесные ощущения друг друга, мы зависим от языка, как инструмента передачи (или сокрытия) наших мыслей, чувств, желаний.
В исследовании Тейлора и Ашера (Taylor and Ussher, 2001) один практикующий говорит: "У нас нет языка, чтобы описать то, что происходит", что очевидно для практикующих также в этом исследовании. Часто участники ищут подходящие слова, чтобы описать то, что они испытывают, или используют метафоры из других областей, чтобы объяснить, как это ощущается.
Выводы
Пламмер (Plummer, 1995) говорит, что сексуальные истории часто похожи друг на друга, и утверждает, что "здесь работает самосознание, которое просматривает прошлую жизнь в поисках ключей к сексуальному бытию человека". Он описывает поглощенность поиском в газетах и книгах, а также среди экспертов, чтобы найти ясность и понимание, а также оглядываясь назад в детство, чтобы найти ответы и смысл.
БДСМ включает в себя широкий спектр смыслов, мотивов и переживаний. Намерение автора состояло не в том, чтобы выделить некоторые переживания как более истинные или подлинные, чем другие, а в том, чтобы исследовать, как практикующие посредством своих историй создают себя и осмысливают свои переживания. БДСМ некорректно понимается широкой общественностью. Автор выражает надежду, что данное исследование, с его фокусом на становление и желание в контексте БДСМ, поможет осветить причины, по которым люди предпочитают вовлекаться в эту деятельность, и что это понимание может привести к большему принятию.
Повторяющаяся основа в рассказах опрошенных заключается в том, что БДСМ понимается как интерес, желание, образ жизни или ориентация. Вместо этого, рассматривая БДСМ как процесс обретения способности через потоки желания, практика не должна сводиться ни к тому, чем человек является, ни к тому, что он делает. Согласно Делезу и Гваттари ([1987] 2012), сексуальность - это то, что проходит через нас и вне нас, а не инстинкт, которым мы обладаем. Отсюда следует, что практика БДСМ может быть понята как процесс возрастающего раскрытия, созидания и соединения, когда желание рассматривается не как то, чего нам не хватает или в чем мы нуждаемся, а как процесс стремления и самосовершенствования.
(Перевод выполнен в просветительских и образовательных целях. Копирование текста разрешается со ссылкой на авторский перевод)