articles
Часто бывает, когда внутри возникает дискомфорт, ты что-то чувствуешь, но не можешь понять, что это такое. Неясные, смутные ощущения, то ли тревога, то ли раздражение, а может быть что-то еще. Эти ощущения, словно таинственный зверь, сидящий под кроватью, не дают нормально существовать. Так может стоит разглядеть в свете ламп этого неизвестного монстра и все-таки дать ему имя?
Еще в древности люди поклонялись явлениям природы: грому, солнцу и дождю. В почете были и сильные животные, как например, медведь. Этот дикий зверь настолько вызывал праведный страх и ужас у древних славян, что они старались величать его иносказательно, дабы не накликать беду. Возможно, именно с этих незапамятных времен и идет «традиция» замалчивать о том, что так волнительно. И уже в современном мире нам трудно выразить в словах наши чувства и состояния, донести свои переживания и понять других, близких нам людей.
В психологии есть специальный термин «алекситимия», обозначающий неспособность говорить о своих эмоциях. Различают два вида этого явления, возникающих в результате:
1) нарушения структур головного мозга,
2) постоянных стрессов, потрясений и особенностей воспитания в семье.
Первого случая мы не будем касаться, а вот второй составляет бОльший интерес, т.к. истоки идут из семьи со всеми ее устоями и традициями. Статистика такова, что у порядка 25% населения Земли есть признаки алекситимии.
Ребенок растет и вместе с познанием предметов окружающего мира познает мир собственных чувств и эмоций. Однако обучение идет только при помощи взрослых, в них, как в зеркале, ребенок видит себя и свои состояния. Когда ребенок начинает плакать, первая реакция взрослых - сразу же прекратить истошные крики. С горем пополам находятся причины плача (кто-то забрал игрушку, напугала собака или не получается собрать пирамидку), но почти всегда забывают о самом главном – чувствах ребенка. Возможно, он был напуган, или почувствовал боль, а может быть, его охватила обида. Замалчиваемые эмоции, как утечка газа в комнате – невидимы, но последствия порой плачевны и могут привести ко многим заболеваниям, называемым психосоматическими.
Что же делать? Как воспитать здоровое поколение детей, эмоционально зрелых, способных к состраданию и пониманию своих чувств?
Ответ прост: разговаривайте со своим ребенком о чувствах, о том, что с ним происходит и что чувствуете вы сами. Это очень непривычно для нашей ментальности, мы скорее промолчим, уйдем в себя, но не поднимем тему, в которой сами иногда не разбираемся, ведь нас никто этому не учил. Порой это похоже на то, как учить новый язык, когда долго обдумываешь, что сказать и тщательно подбираешь слова. Однако это верный путь, ведущий к тому, чтобы понимать других людей и в первую очередь себя.
Один мудрый человек сказал: «Слушай свое тело, когда разум не может говорить о чувствах». Сосредоточьтесь на своих ощущениях, чувствуете ли вы тепло или холод, где есть покалывание или боль, обратите внимание на свое дыхание и что происходит в животе. Найдите то место на теле, в котором в большей степени сосредоточен дискомфорт и попробуйте описать внутреннее чувство по критериям:
На что это похоже? Как выглядит? Как звучит? Какой у него запах? Что это за чувство?
Подобная техника как бы дает настройку всему телу на осознание того, что происходит. Мы начинаем прислушиваться к себе, замечать малейшие изменения, а значит, налаживаем контакт с собой и своими чувствами.
Понимая себя, мы даем хороший пример своим детям и даем им возможность узнать мир во всем его многообазии эмоций и чувств.