articles Буллинг как вызов современной школе
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Буллинг как вызов современной школе



 

 

Статья посвящена проблеме школьного буллинга. Автором рассмотрено определение буллинга, его отличительные особенности, формы и причины. На материалах проведенного исследования демонстрируется степень осведомленности московских школьников о явлении буллинга, их вовлеченности в него, причинах и формах, а также о способах противостояния ему.

Ключевые слова: буллинг; отличительные особенности буллинга; формы буллинга; причины буллинга.

 

Всё чаще средства массовой информации как у нас в стране, так и за рубежом, сообщают широкой общественности о тех или иных чрезвычайных происшествиях, случившихся в школе: где-то девочки избили до полусмерти свою одноклассницу, где-то ученика затравили его же сверстники, после чего он  свел счеты с жизнью, а где-то разыгралась трагедия с перестрелками и многочисленными жертвами. И это, как мы понимаем, лишь вершина айсберга той колоссальной социальной проблемы, которую во всем мире сегодня называют буллинг. 

Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Одним из первых, кто начал изучать эту проблему, был скандинавский ученый Дэвид Олвеус, который провел в 70-х годах  исследование явления буллинга среди мальчиков. С тех пор его коллеги во многих странах мира всесторонне изучают проблему буллинга, ряд стран на самом высоком уровне озабочены ею, создаются государственные и международные антибуллинговые программы. В нашей стране, к сожалению, широкомасштабных действий по предотвращению этого явления не ведется, хотя нужно отметить, что в последнее время стали появляться научные публикации на тему буллинга, защищаются диссертации [3].

Что по сути представляет собой буллинг? Как описал его Д.Олвеус, буллинг – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает  или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально. Отличительными особенностями буллинга также выступают: а) регулярная повторяемость на протяжении времени и б) то, что субъекты взаимодействия («обидчик» и «жертва»), как правило, являются представителями одной и той же социальной группы. Указанные характеристики позволяют понять разницу между буллингом и случайными дракой или ссорой, которые иногда происходят между людьми.

Буллинг сегодня широко распространен в школах. По утверждению авторитетных исследователей, в той или иной мере буллингу подвергается от 5 до 20 процентов детей. Школьное насилие проявляет себя в нескольких формах. Во-первых, это физические проявления травли: удары, пинки, тычки и пр. Как отмечают специалисты, эта форма, хотя она и самая мучительная с точки зрения стороннего наблюдателя, не является самой распространенной. Известно, что мальчики чаще девочек используют физические воздействия.

Второй, и самый распространенный вариант, когда мальчики и девочки используют вербальное воздействие: издевки, высмеивание, сплетни и пр. Став всеобщим посмешищем, жертва оказывается в ситуации, когда она не может себя защитить.

Третий вариант травли – изоляция, которая чаще используется девочками. Жертва против ее воли выталкивается из группы, в которую она входила, она обрекается на одиночество.

«Втягивание человека в роль жертвы с использованием этих трех форм происходит путем провокации [5]. Сценарий провокации таков: совершить некое действие в отношении другого с целью вызвать его реакцию, которую затем можно использовать в своих интересах. Началом, как правило, служит обвинение в чем-либо, совершенном ранее или совершаемом в настоящий момент. Другой способ — негативные высказывания, указывающие на недостатки жертвы, — к примеру, в суждениях, внешности или одежде. В обоих случаях провокатор ищет что-то негативное и цепляется за это. Еще один прием — вызвать у человека недовольство — скажем, оказывая на него физическое воздействие или препятствуя его деятельности, а затем использовать его реакцию. Суть в том, чтобы найти повод для обвинения. В любом случае человек ставится в ситуацию, когда он вынужден реагировать. Умелый провокатор постарается интерпретировать негативно любую реакцию. Если жертва останется пассивной, то будет обвинена в нежелании отвечать. Если жертва ответит, то смысл ответа будет передернут и объявлен хамством или ложью. Таким образом создается повод для нового обвинения. В следующий раз, встретившись с жертвой, провокатор пускает этот повод в ход, и жертва оказывается в ловушке. Итак, механизм втягивания — провокация, в особенности, если речь идет о физической форме травли и вербальных издевках. Этот прием может быть использован и для обоснования изоляции» [4].

Важным элементом всех форм буллинга выступает угроза (непосредственная или переданная через кого-то), которая значительно усиливает напряжение и страх у жертвы.

Буллинг – это явление, которое обычно понимается как непосредственное столкновение преследователя и жертвы. Но в последнее время все чаще для этих целей используются мобильный телефон, компьютер и всевозможные гаджеты. Появился т.н. кибербуллинг.

Что выступает причинами школьного буллинга? Вопрос этот крайне сложный, но, тем не менее, ученые – гипотетично – называют несколько основных: успеваемость, внешность, манера одеваться, диалект, физическая сила, самооценка, страх и тревожность, депрессия, заболевания опорно-двигательного аппарата, популярность. Следует, однако, сказать, что очень непросто оказывается экспериментально доказать все эти причины, поскольку некоторые из них одновременно могут выступать и следствиями данного явления [4].

Особенно интересным в изучении школьного буллинга является вопрос о качествах преследователей и их жертв, и их мотивациях.  Отдельные исследования посвящены рассмотрению генетических качеств, другие – социально-психологических,  третьи делают попытку синтезировать те и другие. Здесь, конечно, не обходится без рассмотрения вопроса о природе агрессивности, о мотивах власти и подчинения, о контекстах социального взаимодействия и т.д. Все это чрезвычайно важно, вместе с тем мы в данной статье не хотели бы углубляться в данные психологические аспекты буллинга.

Как мы уже отметили, в России проблема буллинга не является хорошо разработанной, ученые только приступают к ее исследованию. Автором данного материала тоже опубликовано несколько небольших статей на эту тему [1; 2; 3]. Недавно нами была предпринята еще одна попытка взглянуть на эту проблему глазами московских школьников.

В нашем анонимном опросе участвовали ученики 6-11 классов одной из московских школ (по понятным причинам не буду ее называть). Выборка была случайной и составила 100 человек – 50 мальчиков и 50 девочек. Целью опроса являлось выявление степени осведомленности детей о явлении буллинга, их вовлеченности в него, причинах и формах, а также о способах борьбы с ним. В разработанном нами опроснике содержалось 9 вопросов. Обратимся к его результатам.

Все участники опроса оказались людьми осведомленными в той или иной мере. 91% детей заявили, что непосредственно или опосредованно сталкивались с явлением буллинга в прошлом или в настоящем. Школьная травля начинается со 2 класса и продолжается вплоть до 9 класса, наиболее интенсивно ее ощущают ученики 5-7 классов. А вот 10-11-классники заявили, что в их учебных группах такого явления нет.

На вопрос: «Участвовали ли вы когда-нибудь в травле и в каком качестве?» 52% респондентов ответили утвердительно и, соответственно, 48% отрицательно. Ролевое соотношение выглядит так: 14% детей участвовали в качестве агрессора, 13% в роли жертвы, 7% в обеих ролях, 59% в роли наблюдающего и 25% в роли защитника жертвы. Отметим, что две первые цифры (по агрессорам и жертвам) примерно совпадают с общей тенденцией, которую отмечают все исследователи – соотношение их приблизительно равное. Всегда вызывает тревогу количество наблюдающих, поскольку именно они выступают «зрителями» действа, ради них, в том числе, так «стараются» агрессоры. Причинам их бездействия посвящено немало интересных исследований, доказывающих между прочим, что наблюдатели буллинга тоже получают психологическую травму.

Отвечая на вопрос о причинах травли, порядка 55% участников опроса называют внешность, 15% - поведение, 11% - национальность, 8% - материальное положение, 7% - характер, 6% - успеваемость. Можно с уверенностью констатировать, что дети не переносят демонстрируемых непохожестей и нестандартностей, проявляя интолерантность к различного рода отличиям, а поводом для начала травли может послужить что угодно, начиная от писклявого голоса до подозрений в воровстве.

Говоря о формах школьного буллинга, дети на первое место поставили драку (44%), далее – сплетни (39%), байкот (31%), обзывания, оскорбления (13%) и высмеивание (11%). Значительно реже используются также угрозы (4%) и порча личного имущества (2%). Мальчики несколько чаще используют физические формы буллинга, девочки – вербальные и байкот.

В ситуациях, когда в школах не ведется направленная антибуллинговая работа, чрезвычайно интересным для нас было узнать, как же дети противостоят агрессии. Опрос показал, что 42% учащихся стараются справиться с ней самостоятельно, давая сдачи. Насколько это является эффективным, пока непонятно, ибо, как известно, жертва практически всегда оказывается слабее агрессора и ей себя защитить в одиночку не удается. 24% респондентов заявили о том, что они сообщают о фактах издевательства и травли учителям и своим родителям. 12% стараются дружить с сильными и авторитетными ребятами, находя в их лице защиту, 8% детей пытаются игнорировать обидчика. Значительно реже дети прибегают к таким способам, как попытка наладить отношения с агрессором, перевод в другую школу, избегание встреч с булли, просто перетерпеть. Если говорить о возрастных особенностях противостояния школьной травле, то тенденция очевидна в нашем случае: младшие школьники чаще обращаются к учителям и родителям, подростки выбирают дружбу с сильными учениками, старшеклассники стараются защищаться самостоятельно.

Еще одним в нашем опроснике являлся  прогностический вопрос о том, что бы сами учащиеся предприняли для того, чтобы, если уж и не изжить полностью явление школьного буллинга, то существенно его ослабить. Самый большой процент детей (13%) не видят решения этой проблемы и не знают как с ней справиться. 8% - считают, что следует устранить агрессора (перевести в другой класс, выгнать из школы и пр.). 7% детей полагают, что буллинг неизбежен, а 3% даже считают его «делом веселым». Порядка 10% респондентов отметили, что нужно больше заниматься воспитательной работой в школе и дома, а 8% предлагают усилить педагогический контроль за учениками, особенно на переменах или в местах скопления детей. Есть и множество других предложений от очень простых до самых экзотичных («провозгласить коммунизм в отдельно взятой школе»). Анализируя возрастные особенности ответов на данный вопрос, следует обратить внимание, что чем младше ученики, тем чаще они не знают ответа на вопрос или призывают ко всеобщему миру. Подростки чаще предлагают кардинальные и категорические меры (наказать, выгнать, заставить мыть парты, запугать агрессора и пр.). Старшие же ученики апеллируют к воспитательным мерам, к большему участию педагогов и родителей в этом процессе, к помощи психологов.

Таким образом, наше исследование одной из типичных московских школ продемонстрировало еще раз, что проблема буллинга – это не надуманная проблема, а реально существующая. И практически всеобщая осведомленность о ней детей убедительно это подтверждает. Вместе с тем, необходимо особо подчеркнуть недостаточную включенность в решение данной проблемы учителей и родителей. Явление буллинга явно недооценивается взрослыми, существует множество мифов вокруг него, а реальной антибуллинговой работы в школах не ведется. Общее впечатление от многочисленных бесед с руководителями школ и преподавателями можно охарактеризовать одним словом: растерянность. С полным основанием можно констатировать, что современная школа столкнулась с серьезным вызовом, на который ей рано или поздно предстоит реагировать.

Школа занимает важное место в жизни ребенка. Хотелось бы, что она была местом безопасным, где бы ничто детям не угрожало и где бы расцветала человеческая индивидуальность.

 

Литература

1. Аверьянов А.И. Школьный буллинг как проблема в деятельности социального педагога // Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Мат-лы Рос. научн.-практ. конф. (6 ноября 2008 г., Москва). – М., 2008. – С.180-182.

2. Аверьянов А.И. Сущность и технологии социально-педагогической профилактики школьного буллинга // Современное гуманитарное образование в социокультурном пространстве столичного мегаполиса: сб. научн. статей. – Вып. 3. Том 2. - МГПИ, 2009. – С. 43-47.

3. Аверьянов А.И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Мат-лы междунар. научн.-практ. конф. – Вып. 4. Том 15. - Одесса, 2011. – С. 22-26.

4. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2011. – 190 с.

5. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. – М., 2012. – 264 с.

6. Roland E. School Influences on Bullying. – Stavanger: Rebell forlag, 1999.

 

Literatura

1. Averyanov A.I. Shkol’ny’j bulling kak problema v dejatel’nosti social’nogo pedagoga // Social’no-pedagogicheskaja poddergka rebenka v prozesse socializacii: Mat-ly’ Ros.nauchno-prakt. konf. (6 nojabrja 2008 g., Moskva). – M., 2008. – S. 180-182.

2. Averyanov A.I. Sushnost’ i technologii social’no-pedagogicheskoj profilaktiki chkol’nogo bullinga // Sovremennoe gumanitarnoe obrazovanie v sociokul’turnom prostranstve stolichnogo megapolisa: sb.nauchn.statej. – Vy’p. 3. Tom 2. – MGPI, 2009. – S. 43-47.

3. Averyanov A.I. Shkol’ny’j bulling v vospominanijah studentov MGPI // Sovremenny’je problemy’ i puti ih reshenija v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii: Mat-ly’ megdunar.nauchno-prakt.konf. – Vy’p. 4. Tom 15. – Odessa, 2011. – S. 22-26.

4. Petrosjanz V.R. Psichologicheskaja harakteristika starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel’noj srede, i ih giznestojkost’. Diss. …kand. psichol. nauk. – SPb., 2011. – 190 s.

5. Rulann E. Kak ostanovit’ travlju v shkole: Psichologija mobbinga. – M., 2012. - 264 s.

6. Roland E. School Influences on Bullying. – Stavanger: Rebell forlag, 1999.

  

A.I.Averyanov

Bullying as a Challenge for Modern School

The article covers the issues of school bullying. They author defines bullying, lists its distinctive features, forms and reasons for it. The materials of the research show the awareness of Moscow students of the phenomenon of bullying, their involvement, its reasons, forms and methods of conformation.

Key words: bullying, distinctive features of bullying, forms of bullying, reasons for bullying.

 

 

 

 

 

 






Об авторе статьи

`
Аверьянов Алексей Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Аверьянов Алексей Иванович

Психолог-консультант, логотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов, член Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, Почетный член Международной профессиональной ассоциации психологов, кандидат...
Город: Москва Стоимость приема: 7000 рублей
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍