articles
Каждый психолог в своей практике строит свою ценовую политику, которая может зависеть от многих факторов: специфика подхода, готовность работать с определённой целевой аудиторией, уровень образования, опыт, наличие авторских методик и редких навыков, жизненные ситуации клиентов и т.д.
Поскольку цена отражает ценность терапии, она является мощным терапевтическим инструментом, наряду с применяемыми психологом методами и техниками. Некоторые психологи проводят короткие ознакомительные бесплатные беседы, чтобы установить живой контакт и сразу понять, подходят ли психолог и клиент друг другу. Другие могут не повышать или снижать цены, если клиент временно находится в трудной жизненной ситуации, чтобы поддержать доверие.
Часто у психологов действуют льготы для обучающихся членов профессионального сообщества, что способствует формированию профессиональной солидарности. Иногда психологи берут какую-то часть волонтёрской работы, руководствуясь соображениями альтруизма или профессиональными интересами.
Есть подходы, в которых цена стабильна и одинакова для всех клиентов, а есть и другие подходы к политике цен, в которых допускается гибкая динамика цен, и психолог может повышать цены из-за инфляции или для достижения определённого терапевтического эффекта. Повышение цены в терапии с систематически нарушающим границы сеттинга клиентом позволяет заземлить процесс; в терапии с обесценивающим терапию клиентом - почувствовать её ценность и определиться с выбором (либо терапия, действительно, не ценна, либо обесценивание отражает какой-то другой процесс). Иногда повышение цены может выступать в качестве дополнительного мотивирующего фактора, который вносит энергию в процесс застоя и стагнации. И такое повышение цены порой даёт резкий прогресс в терапии, когда благодаря новой цене клиент "собирается", приходит в себя и становится более живым.
Отказ психолога снижать цену на терапию, несмотря на кризисные жизненные обстоятельства клиента, также может выступать в качестве терапевтической интервенции. Не снижая цену, психолог поддерживает клиента в том, чтобы не регрессировать и не терять связь с реальностью, когда есть такой риск. Ведь, несмотря на кризис или форс-мажор, цены на продукты, жильё и медицинские услуги не снижаются, и человеку, в любом случае, приходится адаптироваться к той реальности, которая есть. Отказ снижать цену также может быть выражением поддержки и уважения клиента - "я уважаю вас и верю в то, что вы справитесь".
Повышение цены в терапии также может быть полезно тогда, когда в ней наблюдается глубокий регресс и деструктивный родительский перенос, в котором клиент путает терапевта с мамой или папой. В этом случае повышение цены даёт возможность осознать терапевтическую ситуацию, а именно - то, что терапевт и клиент - два взрослых человека, которые договорились о сотрудничестве, и это сотрудничество является оплачиваемой услугой, осуществляемой согласно контракту.
Точно так же повышение цены даёт терапевтический эффект в тех случаях, когда клиент приходит на терапию не за терапией, а за чем-то ещё - ведёт с терапевтом философские и политические беседы на абстрактные темы, не относящиеся или косвенно относящиеся к его проблематике, рассказывает ему анекдоты, флиртует или делает ещё что-то, что не относится к терапевтическому запросу и процессу. В этих случаях есть надежда на то, что запрос на терапию всё-таки есть, но, возможно, человек не может его осознать или сформулировать, боится или стыдится начать серьёзную работу. И тогда повышение цены позволяет вернуть процесс в деловое русло и, опять же, сделать выбор - насколько человек нуждается в терапии.
В практике многих психологов действует прогрессивная шкала, которая позволяет клиентам с меньшим доходом платить меньше, а клиентам с большим доходом - больше. Эта шкала прекрасно решает вопрос ценности терапии для клиента. Её недостатком является невозможность проверить истинное положение дел, однако, если в терапии вскрывается, что клиент является крупным руководителем, политическим деятелем или бизнесменом, и при этом готов платить за терапию всего пару тысяч рублей, это повод задуматься о том, что именно происходит в таком процессе, зачем клиенту такая позиция и что за паттерны он сейчас в этой работе отыгрывает. В этих случаях для уравновешивания процесса цена также может быть поднята, чтобы дисбаланс и абсурд ситуации не препятствовали терапевтической работе. Аналогично и в случаях, когда доходы клиента стабильно малы, в терапии может быть обсуждён вопрос снижения цены, если клиент объяснит ситуацию. Конечное решение в этой ситуации остаётся за терапевтом, однако никто не запрещает клиенту внести информацию о своем финансовом положении в терапевтический процесс.
Таким образом, к ценообразованию в терапии возможны разные подходы, а их применимость зависит от конкретного психолога и клиентского случая. Самое главное, чтобы обе стороны были довольны и удовлетворены контрактом, а, если что-то не так, у терапевта и клиента всегда есть свобода договориться или не выбрать друг друга.