articles
В предыдущих статьях на тему манипуляций я уже освещала риски манипулятивного общения. Вкратце они состоят в том, что при применении манипуляций легко потерять нить диалога. В итоге собеседник начнёт откликаться не на подлинные чувства другого, а на двойные послания, не понимая, в чём суть основного посыла. Иногда собеседник понимает, что им манипулируют, иногда - осознаёт смутно, но, в любом случае, манипуляция похожа на мошенничество. Вместо прямоты и ясности в общении появляется неопределённость, она пугает и злит. Даже если за манипуляцией стоит конструктивный посыл, сама манипулятивная форма выражения мешает его распознанию. В итоге это приводит к тому, что вместо того, чтобы встретиться друг с другом в диалоге, люди отдаляются друг от друга, между ними появляется пропасть или стена непониманий, которая с разрастанием манипуляций только крепчает. Коммуникация становится ломаной и подобной испорченному телефону, что не даёт ни услышать и понять друг друга, ни договориться. Вместо того, чтобы стать подлинным и глубинным, такое общение превращается в поверхностную и деструктивную игру. Но почему же люди прибегают к манипуляциям, если манипуляции несут в себе большие риски и чаще разрушают контакт, а не сближают людей? Почему бы прямо и экологично не сказать другому человеку о своих чувствах и пожеланиях? Почему бы в прямой, но вежливой форме не поделиться своими мыслями? Вероятно, главная причина использования манипуляций - уязвимость и страх человека, который к ним прибегает. По каким-то причинам он боится быть открытым и быть отвергнутым. Манипуляция позволяет хитро обойти угрозу как первого, так и второго, поскольку манипуляция даёт возможность всегда сделать шаг назад, если что. В случае отвержения или, если нужно нести ответственность за свои слова, манипулирующий человек всегда может сослаться на то, что он совсем не то имел в виду, и его не так поняли. Таким образом, манипуляция служит двойной цели. С одной стороны, манипулируя, человек что-то показывает, а с другой - скрывает. В итоге образуется пространство неясности, либо пространство карнавала, где одна маска сменяется другой, но каждая маска имеет своё символическое значение. Если же собеседник настроен на то, чтобы общаться на уровне подлинных смыслов, сам формат карнавала будет его утомлять. Открытое общение позволяет доносить информацию быстро и тут же нести ответ в диалоге, карнавальное же общение подразумевает, что постоянно нужно разгадывать какие-то ребусы, и только часть из них может быть разгадана верно, что создаёт серьёзный провал в коммуникации. Возможно, в самом-то важном из-за такого маскарада и не удалось услышать и понять собеседника, но его ответственность в том, что вместо прямоты он решил начать игру в угадайку. Помимо страха собственной уязвимости, за манипуляциями также может стоять воля к власти. Манипуляции - это броня, которой человек закрывает подлинного-себя от другого. Чтобы другой не обидел его и чтобы сохранять за собой власть над ситуацией. Соответственно, в основе манипуляций лежит глубокое недоверие к собеседнику, а то и плоское представление о мире, будто бы, если власти у тебя нет, она есть у кого-то другого. Такой человек считает, что либо он властвует, либо подчиняется, третьего не дано. Ему сложно представить себе свободный, ненасильственный и уважительный диалог на равных, в котором вместо власти баланс и равновесие. Поэтому, чтобы не властвовали над ним, он старается перехватить власть, для чего использует манипуляции. Манипуляции позволяют воздействовать на чувства собеседника обходными путями, приводить его в состояние замешательства и обманывать. Подсовывая, пусть даже правдоподобную маску, манипулятор всё равно скрывает своё истинное состояние. Вместо того, чтобы прямо сказать о своих чувствах от своего лица, он может изобразить гримасу, которая вряд ли понятна без словесного пояснения. Вместо того, чтобы рассказать что-то личное о себе, открывшись другому, он абстрактно рассуждает о каких-то других людях, сбивая собеседника с толку. Вместо того, чтобы прямо о чём-то спросить, изворачивается как уж на сковороде. В итоге с таким человеком становится очень тяжело общаться. В ответ на манипуляции возникают естественные защитные реакции, и собеседник либо начинает манипулировать в ответ, поддерживая непродуктивную манипулятивную волну общения, либо начинает испытывать дискомфорт, а то и переживать психосоматические симптомы в ответ на противоречивые сигналы. От манипулятора может начать болеть и кружиться голова, рассеивается внимание. Непонятно, где он шутит и говорит серьёзно, где в его словах правда, где - нет, что в ответ вызывает тревогу. Обмануть тело и эмоции гораздо труднее, чем мозг, поэтому со стороны тела на манипулятора идут вполне однозначные отторгающие сигналы, поскольку манипуляция подобна отраве, которую естественным образом хочется выплюнуть, т.е. отторгнуть. Как же быть в случае, если из-за собственных страхов и неблагоприятных условий среды человек освоил именно манипулятивный стиль общения, и ему кажется, что он не может иначе? Как бы то ни было банально и странно, но начать постепенно учиться открываться другим. Возможно, стоит начать с малого и самого безопасного, с относительно нейтральных чувств, а затем переходить к тому, чтобы выстраивать связь между своими чувствами и максимально точно отражающими их словами, в то же время опираясь на этику и заботясь о чувствах собеседника тоже. Если такого навыка нет, его всегда можно приобрести при должной мотивации работать над собой. И результат стоит того - вместо того, чтобы пугаться, исчезать, злиться или ссориться, люди вокруг с большей вероятностью начнут слышать такого человека и понимать его. Открытость экзистенциально требует ответной открытости и побуждает к ней, поэтому избавление от манипуляций значительно оздоравливает все контакты человека с другими людьми и позволяет высвободить для подлинного диалога энергию, которая раньше тратилась на то, чтобы прятать себя и пытаться одержать победу в мнимой борьбе. |