articles
Сказкотерапия - это в первую очередь форма общения. Которую, в зависимости от обстоятельств, выбирают как дети, так и взрослые.
Любовь людей к историям построена именно на возможности удивиться, чему-то невероятному и в свою очередь столкнуться с чем-то неизведанным.
В большей степени для взрослых, чем для детей - это выступает своего рода гарантом безопасности происходящего в их жизни (хотя, это спорный момент).
Но учитывая тот факт, что для детей, гарантом выступают взрослые (до того момента, когда дети могут сами взаимодействовать во взрослом мире) - я считаю, что все-таки, интересная история это возможность общения и исследования окружающего мира.
Я не случайно определяю сказкотерапию через такие понятия как история, метафора, или рассказ - эти слова определяют форму общения со стороны взрослого к ребенку.
Для ребенка все эти формы контакта - возможность упорядочить те события, которые происходят с ним за день, и возможность проложить так называемые мостики с ожидаемыми событиями (например, с завтрашним днем). Капризничанье перед сном - может быть детской попыткой сказать, что не все еще за день пережито, и с этим надо что-то делать. А формой контакта может выступать наряду с сказкой, рассказом или историей даже молитва, читаемая бабушкой на ночь.
Можно рассматривать сказкотерапию как источник информации о богатом внутреннем мире человека, но тогда возникает вопрос: "А кто приемник?"
Я имею ввиду, что у другого человека, со своим внутренним миром, на момент приема информации - та самая информация обязательно будет искажаться (с учетом, например, таких помех как настроение; ситуаций в его жизни и т.п.).
И в этом нет ничего страшного - любое взаимодействие, в той или иной степени, отражает возможности двух сторон общения, а без этих искажений жизнь была бы не так интересна.
Жизнь очень интересная штука. Шестилетний мальчуган с восторгом слушает как сообразительный персонаж, какой-либо сказки, забравшись на лавку, ловко выскочил в окошко. А трехлетний малыш поражается самому факту - забраться на лавку.
Применение сказотерапии как метода развития ребенка уже подразумевает возникновение такого вопроса как наличие границ. И в этом вопросе сказкотерапия может очень удачно выступать связующим звеном.
Возможны ситуации, когда прямо адресуемое сообщение воспринимается как закон (или запрет). И этот закон будет именно выполняться, но при этом - понимание самого закона не будет.
Это непонимание будет толкать ребенка удовлетворить свою любознательность. Будет толкать его к повторным действиям (что взрослыми может трактоваться как нарушение).
Как результат много сил и энергии уходит (как у одной стороны, так и у другой) на преодоление уже обоюдных границ.
Но с другой стороны, если так происходит - может быть, преодоление и есть то самое развитие? (сложно сказать, но интересно посмотреть).
И есть еще один момент, относительно самих границ. Для ребенка - мир который его окружает, может ограничиваться размерами стула, стола, комода, комнаты, дома, улицы, каких-то маршрутов (поездка к бабушке с дедушкой, поход в магазин, в школу и т.п).
Но и у взрослых есть тоже свои границы (сфера интересов, круг общения, время, работа и т.д и т.п).
В этом есть определенное сходство, - и я считаю, что это может быть неисчерпаемым источником для вдохновения.