articles
...Человек владеет неоценимым сокровищем - голосом.
Голос соединяет всех людей на планете.
Он - неотъемлемая часть нашего прошлого и нашего будущего.
Все мы - дети человеческого голоса...
Жан Абитболь.
Практически каждый человек, чья жизнь связана с психологией на уровне устойчивого стремления что-то читать для саморазвития, просит пояснений, когда я говорю, что работаю в телесно-голосовом подходе. Обычно он еще добавляет что-то вроде: "… все слова понятны и знакомы, но общий смысл не ясен. А делаешь-то ты что?"
И действительно, психотерапия с использованием звучания голоса и устоявшегося названия-то своего пока не получила. Поэтому отдельных практиков, которые используют голос в психологической работе, можно встретить под вывесками: вокалотерапия, голосотерапия, голосовая терапия, телесно-голосовая терапия. И это нормально для процесса формирования любого нового подхода.
Несомненное сходство между этими специалистами будет в том, что все они используют звук голоса клиента в исследовании процессов, протекающих в его психике. Но между ними есть и важные отличия. Каждый из них "приземляет" свои приемы работы с голосом на разную "почву".
Так как моя "почва" - телесно-ориентированная и трансперсональная психотерапия, то в своих статьях на тему психотерапевтической работы с голосом я буду смотреть, опираясь на принципы, существующие в этих подходах. И начну я, пожалуй, с тела.
В последние несколько лет важность работы с телом при работе с психикой получает все больше признания.
Представители разных психологических школ, изначально не включавших телесные процессы в контекст своей работы, дружно начали отдавать им дань. Многим стало понятно, что тело не только активный участник психических процессов - оно их первоисточник. Появилось много интересных исследований, авторы которых успешно интегрировали телесный процесс в ранее существующие подходы, и получили значимые результаты (новые книги, которые можно почитать на эту тему, смотрите в конце статьи).
С другой стороны, с начала XX века, когда Вильгельм Райх, один из учеников З. Фрейда, впервые вывел тело на первый план психоаналитической работы, развитие новых подходов и течений в телесно-ориентированной психотерапии не прекращалось ни на минуту. Эти подходы сильно эволюционировали с тех пор, дав рождение целому ряду современных школ: биосинтез, бодинамика, хакоми терапия, неорайхианская вегетотерапия.
Особый вклад в признание важности работы с телом привнесли и последние открытия в сфере нейробиологии. Они окончательно "приземлили" психические процессы в тело и сделали связь "телесное-психическое" неразрывной (если интересно, что нового можно почитать на эту тему на русском языке, см. рекомендации в конце статьи).
Феномен звучания человеческого голоса можно исследовать с разных сторон. Но прежде всего процесс звучания, или звукоизвлечения, как его еще называют, — это телесный процесс. Поэтому в звуке голоса всегда так много невербальной информации, которую можно воспринять и осмыслить.
Эта информация может нам многое рассказать о том, в каком эмоциональном, ментальном, энергетическом состоянии находился человек в момент звучания. Много ли было в нем напряжения, или он был расслаблен. Мы буквально можем это услышать, если обратим внимание на качество звука. Возможно, у вас уже даже есть такой опыт.
✴️ Например, бывает, что при разговоре человек как будто спотыкается на каждом слове, из-за чего его речь становится на слух "рваной".
✴️ Или начинает дышать очень поверхностно, тогда в звуке его голоса может ощущаться недостаток "энергии".
✴️ Бывает, что кто-то говорит достаточно громко, чтобы его голос был слышен, но трудно различить отдельные слова, из-за чего приходится все время переспрашивать.
✴️ Или, наоборот, человек звучит, как иерихонская труба, и за его "гудением" других уже не слышно, все окружающее пространство занято им одним.
✴️ Или вот еще… Встречаетесь вы с человеком за чашкой кофе, а когда он начинает что-то вам рассказывать, то складывается впечатление, что он вещает перед полным стадионом людей, среди которых вы - его собеседник - уже затерялись.
Пропадающий голос, в целом или во время выступлений, тихий голос, "сдавленный" голос, "детский" голос, "писклявый" голос, хриплый голос.. Все это будет проявлениями того, что происходило и происходит с человеком и внутри него.
Часто такие проявления являются следствием его ведущих психологических защит.
Это могут быть первичные защиты, когда телесные реакции помогают "решить" проблему еще до того, как она попадет в сознательный ум. Например, бессознательное сокращение объема дыхания помогает снижать интенсивность переживаемых эмоций.
А могут быть более "продвинутые" варианты:
✴️ регрессия - тогда у человека может проявляться "детский" голос;
✴️ изоляция аффекта - тогда человеческий голос становится подобен голосу робота.
Так что часто, слушая голос либо в беседе, либо в ходе выполнения какого-либо голосового упражнения, можно услышать множество признаков, указывающих на актуальное состояние человека и на его глубинные конфликты.
Но что, возможно, еще более важно - человек сам может это услышать и захотеть поразбираться в причинах происходящего. (Продолжение следует.)
______________ ... ______________
Книги, на которые я ссылаюсь в статье:
О синтезе уже существующих психологических подходов из НЕтелесной терапии с телесным процессом, читайте:
О нейробиологии психотерапии можно почитать тут:
___________ ... ___________
Телесно-голосовой терапевт, клинический психолог Ирина Борисевич
Здесь можно выбрать подходящий день и записаться ко мне на консультацию
Переходите в мой TELEGRAM-канал - Ирина Борисевич • ПРО ГОЛОС