articles
Зачастую, когда говорят о положительных качествах человека, называют стойкость, смелость, твердость, напористость и так называемую несгибаемость. В значении "положительные качества" подразумевается то, что социум одобряет и даже вожделеет. Вспоминая годы взросления, в качестве примера могу привести школьного учителя физкультуры, который так мечтал, чтобы весь класс состоял как на подбор из таких же ребят, как один образцовый - физически развитый и нечувствительный к боли и травмам; и, как это водится, всегда сокрушался, что 29 из 30 ребят не соответствует такой идеальной планке.
Но так ли то, что публично одобряется и вожделеется в обществе в качестве идеального, обеспечивает сохранность жизни и здоровья каждого из нас, ценность эмоциональных связей и отношений между людьми, функционирование социума в целом и его развитие в частности? А быть может теми качествами, что называются ожидаемо положительными, обладает каждый из нас, но по-своему? Давайте разбираться.
В обществе принято считать чувствительность, ранимость как неконкурентоспособное, невыгодное качество, якобы препятствующее самореализации, достижению социально ожидаемых высот, построению "здоровых" отношений и способствующее травматизации личности. Для сторонников такого воззрения всё просто: если человек проявляет эмоции, высказывается о своих чувствах, избегает травмирующего общения, не давая отпор, не борется, чтобы что-то отвоевать, - значит он слабая личность, считают они. При этом каких-либо попыток заглянуть "по ту сторону двери" и осмыслить, чем же обусловлены такие проявления "слабости" не предпринимается. Вместо этого предлагается "взять себя в руки" и переделывать себя под идеальную модель "сильной волевой личности", что если и заканчивается успехом, то лишь коммерческим для организаторов и агитаторов такого "переделывания" себя.
Что же на самом деле означает чувствительность как свойство личности? Опираясь на многочисленные классификации типов личности как отечественных, так и зарубежных психологов и психиатров, можно говорить о так называемой сензитивной конституции (основе) личности. Она предполагает высокую восприимчивость к внешним раздражителям, реактивность и эмоциональную насыщенность. Но не ограничивается только этим.
Высокая восприимчивость к внешним раздражителям хоть и означает более низкий болевой порог (как физический, так и эмоциональный), но предполагает сенсорную и когнитивную обработку большего числа стимулов и данных, поступающих из окружающей среды, а значит позволяет заблаговременно спрогнозировать наступление негативных последствий для личности и общества, а следовательно - избежать их. Это позволяет сензитивным личностям не только своевременно предпринимать меры для сохранения жизни и здоровья самого человека и его близких, но и заранее предупреждать остальных членов общества о возможности наступления опасных последствий для социума, а также действовать исходя из того, чтобы эти опасные последствия не наступили. Иными словами, сензитивные личности - это те, кого в обиходе зачастую называют "люди, которым не всё равно". С точки зрения эволюционных механизмов, без сензитивных личностей невозможно выживание общества.
Кроме того, высокая восприимчивость к окружающей среде позволяет усваивать больше опыта из реальности, перерабатывать его и формировать более совершенные конкурентоспособные адаптивные свойства личности. Чем выше восприимчивость - тем больше эта способность. Иными словами, чем больше мы чувствуем действительность, ранимся о нее - тем больше у нас шансов научиться, приобрести новые навыки и способности и адаптироваться к изменениям действительности. Этому коррелирует высокая обучаемость ранимых (чувствительных) личностей. Низкая восприимчивость напротив лишает нас этих шансов. Опять же, с точки зрения эволюционных механизмов, выходит, что сензитивность способствует не только сохранению, но и развитию общества. Стереотипно "сильные и волевые" личности, не восприимчивые к внешним реакциям, идеям и суждениям, просто не смогли бы в одиночку "толкать" этот Земной шар.
Сензитивным личностям также свойственна тяга к сознательности, нравственности, гуманности и альтруизму. Возможно, такое свойство тоже эволюционно необходимо исходя из значимости сензитивности для сохранения и развития общества. Но факт остается фактом: для чувствительного (ранимого) человека сами по себе отношения с Вами, их эмоциональное содержание и ценность важнее, чем факт наличия этих отношений, предмет спора, материальная выгода или власть. К счастью, такой человек будет видеть в Вас в первую очередь человека, а не объект. Именно этим объясняются так осуждаемые в обществе неспособность ранимых людей дать отпор обидчику, неспособность "отвоевать необходимое", неспособность наказать или отомстить: они в первую очередь, видя в Вас человека, а не робота, будут рассчитывать на Ваш собственный внутренний самоконтроль - совесть и сознательность, поскольку сами вынуждены руководствоваться ими. Вынужденная подчиненность сензитивного человека внутренней сознательности и совести, по-видимому, проистекает из природы высокой восприимчивости.
Наконец, эмоциональность чувствительных людей - это то самое жизнесозидающее начало социума, несущее творчество, искусство, религию и создающее в целом его культурный слой, без которого нам нечем было бы "питать душу". Индивидуальные эмоциональные проявления, в целом, - это то, что делает каждого из нас человеком. Но заслуга сензитивности заключается в том, что она несёт нам мужество эти эмоции проявлять и честно проживать (несмотря на неизбежный риск ранения), а значит и мужество быть человеком. Выходит, как раз-таки чувствительность открывает человеку истинную стойкость, смелость и несгибаемость.