articles
Статья о детях и детстве носит скорее культурологический, чем практический характер. Здесь не будет "десяти советов как воспитать ребёнка" (непременно без запятой перед "как"); здесь будет (и уже есть) попытка разобраться с тем, кто это - ребёнок. Если вам кажется неожиданным, что женщины рожают вовсе не детей, если вы хотите знать, как давно ребёнка признали человеком, если вам интересно, как связаны между собой детство и "средний класс", если вы не вздрагиваете при упоминании младенца Антихриста и Павлика Морозова (или, наоборот, если вздрагиваете) - статья для вас!
Первого июня мир празднует Международный день защиты детей. И это не единственный взрослый праздник, предмет которого — дети: двадцатого ноября отмечается Всемирный день ребёнка.
Первый праздник придумали в 1949 году, второй — в 1956. А в 1924 была принята Женевская декларация прав ребёнка.
Что было до того? Были ли детские праздники? Да и вообще: были ли дети?
Вопрос может показаться странным: как же их могло не быть? Кого же тогда рожали женщины, и из кого вырастали взрослые?!
Начнём с того, что женщины рожают не детей — они рожают младенцев. Сегодня используется несколько научных классификаций возрастов, и каждая из них открывается младенческим периодом, длящимся от рождения до года, двух или трёх. А вот с года (или с двух, или с трёх) может уже начаться и детство.
Ребёнок, в отличие от младенца, умеет ходить и говорить. Хорошо, мы знаем, чем ребёнок отличается от младенца — но чем он тогда отличается от взрослого?
Австралийский журналист и путешественник Дуглас Локвуд однажды наблюдал за аборигенами племени пинтуби. Быт каменного века, тяжёлые условия существования он описывает спокойно и деловито, а вот о детях отзывается с изумлением: «При свете костра я увидел, как маленькая девочка, еще не умевшая как следует ходить, устроила для себя отдельный костёрчик. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветви и согрел ее. Она была без одежды и наверняка страдала от холода, и все же не плакала. В лагере было трое маленьких детей, но мы ни разу не слышали их плача». С ещё большим удивлением Локвуд отмечает, как двухлетняя девочка пинтуби сама себе печёт мясо ящерицы в горячем песке.
Отличаются ли дети пинтуби от взрослых? Похоже, что нет: они сдержаны, они вполне способны к самообслуживанию и, судя по всему, они полностью отвечают за себя. По существу, это и не дети вовсе — пинтуби сразу после младенчества становятся маленькими взрослыми.
Как тонко подметил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, «детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности».
Американский историк и психолог Ллойд де Мос исследовал историю детства с древнейших времён и выделил шесть исторических способов отношения родителей к детям. До IV в. н. э., по утверждению де Моса, с детьми обращались жестоко — к ним регулярно применяли насилие, их спокойно убивали, их часто приносили в жертву местным богам. С IV по XIII в. к детям относились иначе: убивать их перестали, предпочитая передавать на воспитание нянькам или в монастырь. Впрочем, физические наказания ещё были распространены. Они постепенно начинают исчезать в третьем периоде, с XIII по XVII в. На следующей стадии, длившейся по XVIII в., детям начали, наконец-то, оказывать медицинскую помощь, на пятой стадии (XIX и первая половина XX в.в.) распространилось начальное и среднее образование, а на нынешней стадии (с середины XX в.) детей воспринимают как равных взрослым.
Де Мос, впрочем, исследовал только западную (европейскую и американскую) историю детства. Пинтуби принадлежат совсем другой истории.
Если детей в Западном мире до IV в. попросту не считали за людей (детоубийство в Европе законодательно признано человекоубийством впервые в 374 г. н. э.), то могла ли идти речь о каком бы то ни было детском непослушании? Ребёнок получает возможность не слушаться только тогда, когда он после акта непослушания останется жив, когда взрослые вместо того, чтобы убить непослушного ребёнка, будут всего лишь говорить о его поведении. Как говорил мастер абсурда и по совместительству детский поэт Даниил Хармс, «детей, конечно, нельзя убивать, но надо же с ними что-то делать». Разговоры о детском непослушании — всегда признак наличия у детей хоть каких-то прав.
История во многих смыслах повторяется. Возможно, в разных культурах повторяется и история детства. И феномен детского непослушания возник вовсе не у нас в Европе или в России. Известны слова: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Принадлежат они древнеегипетскому жрецу Ипуверу и датируются примерно 1700 г. до н.э.
Получили ли дети Египта тех времён хоть какую-то свободу от родителей? Трудно сказать, но именно в это время сами египтяне боролись за освобождение от гиксосов, а спустя всего сотню-другую лет коренные жители Египта перестают считаться рабами фараона — наступает эпоха Нового царства. А за несколько сот лет до появления надписи о детях в Египте впервые сформировался «средний класс» — чтобы принадлежать к нему, приходилось уметь достаточно много. Может быть, Эльконин был прав: сложные орудия труда, сложные способы производства породили в Египте феномен детства, а вслед за этим — и хоть какую-то общественную свободу.
Сейчас в цивилизованном мире, как полагал де Мос, дети считаются равными взрослым. Впрочем, основные свои работы по истории детства он написал в семидесятые годы прошлого века, и с тех пор многое изменилось. Законодательство многих стран теперь в такой мере встало на сторону детей, что любой ребёнок может посадить своих родителей в тюрьму за насилие над ним. А вот проблема детского насилия над взрослыми законодателям даже не приходит в голову. А проблема такого насилия, пусть не физического, а психологического, существует. Возможно, её осознание — дело исследователей будущего.
Впрочем, то, что с детьми всё далеко не безоблачно, отмечалось современными авторами не раз. Об этом и знаменитый роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (1954), об этом же книга российского психоаналитика Сергея Зубарева «Ужасы родительства» (2003). Среди наименее «безоблачных» детей Зубарев упоминает младенца Антихриста и Павлика Морозова.
Дети жестоки. Дети безжалостны друг к другу и ко взрослым. Возможно, сегодня детей требуется защищать не столько от взрослых, сколько от самих себя.
И всё же их нельзя не любить. Наверное, мы, взрослые, тем и отличаемся от детей, что способны на зрелую любовь.
Пусть мы к невесть кем сказанному «дети — цветы жизни» ехидно добавляем: «и лучше, когда они растут на чужом подоконнике». Но ведь любим!
Поэтому защита детей — это та самая возможность, благодаря которой они смогут повзрослеть и тоже научиться любить — в том числе и тех детей, наших внуков, которые родятся у них.