articles Дети. Хвалим, одобряем или воодушевляем?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Дети. Хвалим, одобряем или воодушевляем?



О том, нужно ли хвалить, как хвалить или одобрять ребенка написано очень много. Начиная от полного избегания оценивания, как в методике Марии Монтессори, до выражения своих чувств по поводу действий и поступков. Что же делать родителям, которые ищут ответов на такие важные и подчас сложные вопросы? Некоторые начинают применять все методы подряд, в надежде, что что-нибудь да сработает, другие же, наталкиваясь на противоречивую информацию в различных, а иногда и в одном источнике, просто «выбрасывают» все из головы и возвращаются к своим привычным способам реагирования на поведение своего чада. Попробуем разобраться, почему рекомендации неэффективны. Конечно, присутствует трудность изменения привычек, это бесспорно. Но есть еще кое-что важное, что делает подобные советы трудновыполнимыми. Это их универсальность, не учитываются не только специфика ситуации, особенности ребенка, но и самое главное – его эмоции. Без учета этого слепое применение методик может стать не только бесполезным, но нанести вред вашему ребенку.

Вот с этой позиции и будем разбираться с тем, как правильно выражать свое отношение к действию конкретного маленького человека.

Итак, подход М.Монтессори, врача, известного педагога, гуманиста, критикуемой одними и непререкаемого авторитета для других:

- ребенок равнодушен и к похвале и к наказанию.

По этой причине педагоги, придерживающиеся ее концепции полностью избегают оценочных суждений действий ребенка. Так, но ведь мы сами испытываем эмоции, и если даже их не сообщаем вербально, то на языке тела и жестов выражаем их наверняка. Да и сторонники теории объектных отношений выскажут справедливое возмущение: а как насчет формирования у ребенка положительных интроецированных переживаний, которые становятся впоследствии и на протяжении всей жизни человека «заменителями» мамы, они могут поддержать и успокоить в трудный момент. Нельзя с этим не согласиться, ведь в самом раннем детстве ребенок учится узнавать свои эмоции именно по реакции мамы на них. Да и понимание того, что недостаток родительской поддержки в детстве приводит к бесконечному поиску ее у недоумевающих  супругов, партнеров и даже собственных детей. Так что придерживаться подхода «не сказать ничего», пожалуй стоит в тех случаях, когда у ребенка нет сильной эмоциональной реакции и родитель видит, что тот способен в данный конкретный момент самостоятельно оценить свой результат. В этой ситуации просто можно жестом, прикосновением, взглядом показать, что вы видите и принимаете, обозначаете свое присутствие. Зачастую этого действительно бывает достаточно.

Другой полюс – похвалы. Сторонники  подхода «хвалите чаще по любому поводу и у ребенка будет успех» скорее всего восполняют недостаток похвалы по отношению к себе и пытаются возместить этот ущерб. Очевидно, что ребенок «подсевший» на похвалу перестает обращать внимание на собственное отношение к своим успехам и ориентируется на родительскую реакцию. Результатом этого может стать неспособность уже взрослого человека понимать свои желания и потребности, все – только для того, чтобы завоевать одобрение. Мама, которая раньше ребенка успевает порадоваться за него, «отнимает» у него эту способность, и он просто-напросто не научается проявлять собственную радость.  И к 30 годам – жалобы «не знаю чего хочу», «нет красок жизни», «апатия». Так что же, нельзя хвалить, одобрять  совсем? Конечно, можно,  нужно.  Только делать это осознанно, не чрезмерно и не на «автомате». Следующий вопрос – как.

Одобрять ребенка или его поведение? Вроде бы это стало у нас уже аксиомой – отделять поступки ребенка от его личности. Да. Сказать легко. Нам, взрослым. А как ребенок может это воспринять, особенно в момент сильных эмоций, когда он со своим поступком и эмоциями идентифицирован? В любом случае, если родитель будет одобрять большую часть поступков ребенка, он станет чувствовать, что его одобряют как личность. И наоборот. Так что придерживаясь установки разделения есть риск перемудрить в ущерб естественности и открытости.

Описательное одобрение и выражение своих чувств. Сторонниками этого подхода являются всемирно известные эксперты в области налаживания общения с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш, авторы изданной у нас книги «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили». Описывайте то, что видите и свои чувства, вот их рекомендации.

Наталья, мать 3-х детей, экономист « Лично мое мнение, что надо и хвалить, и одобрять, и воодушевлять!!! Однако, поправку на личность делать обязательно. К примеру, мой старший сын, Максим, он первоклассник. Чаще всего его надо хвалить так, чтобы вывод о своей "гениальности" он сделал сам. Похвала извне - она многого стоит, особенно по делу, когда ребенок сам чувствует, что вот тут он горы свернул, но уверенность еще не нарастил в себе.
Ну а то, как ребенок старался, а я это заметила, даже коротким "О-О-О, хм, угу"- дает стимул ему самому оценить свои действия, сделать выводы, поднять самооценку».

Да, ребенку важно понимать, что вы видите его старания. А вот с чувствами не все так просто, как кажется на первый взгляд. Что, если ваши чувства с ребенком не совпадают? Во-первых, ребенку может показаться, что его не понимают, либо что он «неправильно» чувствует. И то и другое вызовет разочарование. Особенно у маленьких детей, тех которые еще не убедились в том, что испытывать разные чувства, даже рядом с очень близким человеком – это нормально. Еще хуже, если желание одобрять подвигнет вас на лукавство и вы станете изображать чувства. Надо сказать, что дети прекрасно считывают невербальные сигналы: позы, тон голоса, напряжения мышц, и если на словах вы будете одобрять, а подсознательно отправлять совсем другие сигналы, то это не окажется незамеченным. Противоречивость сигналов может сильно навредить душевному здоровью ребенка. Испытывая эту дилемму дети стараются быть настороже, неуверенность в искренности, честности и даже любви родителей способны испортить ваши взаимоотношения. О том насколько это все серьезно мы знаем из исследований Грегори Бейтсона и его группы в 1950-х годах. Так называемое двойное послание (англ. double bind) по его предположению может быть причиной серьезных нарушений личности вплоть до шизофрении. Как говорится, благими намерениями дорога в ад вымощена. Так что учитесь отдавать себе отчет о своих чувствах прежде, чем «сладкие» речи сорвутся с ваших губ. Применяйте метод, если уверены, что ребенок готов принять ваши чувства, а они – искренние.

А теперь перейдем к тому, что на мой взгляд является самым важным в поддержке перехода ребенка от зависимости к самостоятельности, воспитании чувства собственного достоинства  и самоуважения , это - воодушевление и искреннее одобрение (Повышение родительской эффективности Томаса Гордона).

Воодушевление направлено в первую очередь на поддержание усилия, а не оценку результата, поскольку его сразу может и не быть. Сообщения типа «тебе нравится…», «ты нашел способ…» воспринимаются ребенком с благодарностью как то, что мы видим, понимаем и чувствуем как он решает проблему, стимулируют его к дальнейшей деятельности. Естественно, эти сообщения должны быть адресованы к значимым ценностям вашего ребенка.

Одобрение. Почему человек, приходящий на консультацию к психологу, посвящает его в тайны, о которых не знали его родители, говорит о самом больном и неоднозначном? Потому, что консультант его не оценивает, одобряет и принимает таким каков он есть. И это создает возможность для роста и развития, желания быть лучше, реализоваться. То же и с ребенком, результат его одобрения  – чувствование себя любимым.  

Ирина, мама 4-х детей, психолог: «Что касается моего опыта- мне нелегко дается  безоценочное отношение, и дети мне всегда возвращают это обратно…»

Сообщения, побуждающие к разговору, помощь в выражении своих чувств, все это ослабляет напряженность и страх, развивают чувство собственного достоинства и способствуют росту.

Как этого добиться?

Невмешательство. Родители слишком часто нарушают неприкосновенность личного пространства ребенка, контролируют, поучают, считают необходимым присоединяться к занятиям ребенка. Желание чувствовать, что ребенок нуждается в их помощи не дает возможности оставить его в покое. Обращайте внимание на то, не является ли ваша активность результатом ваших страхов и тревог.

Помните, что молчание – «золото». Давайте возможность ребенку прийти к самостоятельному умозаключению.

А как говорить? Сначала несколько «НЕ»: не приказывайте, не угрожайте, не наставляйте, не подсказывайте, не критикуйте, не высмеивайте, не интерпретируйте и не выпытывайте. Такие сообщения способны разве что заставить замолчать, испытать несостоятельность и озлобление.

Наладить взаимодействие с вами и справиться с эмоциями ребенку помогут одобряющие сообщения, приглашающие к разговору без выражения ваших идей, суждений и чувств. Остановите себя, скажите «стоп». Просто скажите:

- «мне интересно»;

- «расскажи мне об этом»;

- «как ты сам считаешь»;

- «ты имеешь право так думать»

Отдайте инициативу в руки ребенку, оправьте ему сообщение, что вы уважаете его как личность, одобряете его. Поверьте, такое отношение дает ему понять , что он уважаем, значителен, интересен и любим. Хвалите осознанно, с учетом ситуации и эмоций своего любимого маленького человека.

05 апреля 2015 г.

 

Подробнее обо мне тут http://samoe-vajnoe.ru/






Об авторе статьи

`
Мирошниченко Елена Геннадьевна

Рейтинг психолога: 7 7

Мирошниченко Елена Геннадьевна

Психолог-консультант специализация: краткосрочная психоаналитическая, когнитивная, семейная системная, телесная психотерапия
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍