articles
Детские страхи выражаются в переживаниях, беспокойстве, тревоге. Сопровождаются физическими проявлениями: сердцебиение, сбои в дыхании, судороги в мышцах.
В поведении выражается в попытках уйти от потенциальной опасности (ситуации), повышенной привязанностью к родителям, страх одиночества, темноты.
Возникновение.
Можно подразделить на собственно страхи, фобии, беспокойство, тревожность.
Критическая ситуация может возникнуть один раз и не повторяться, а страхи останутся.
Зависит от возраста ребенка.
Младенец – не понимает причинно-следственную связь, восприятие мира полностью слито с родителями, в большинстве случаев с матерью.
Тревожный тон, мимика, взгляд матери или другого близкого взрослого, возбуждает тревогу у младенца.
Причины страхов.
1. Испуг – основная причина страхов.Предпосылки испуга:
- внезапный крик
- паника родителей
- укусы животных или насекомых
- травма физическая
- похороны или другие подобные события
Если общая атмосфера в семье спокойная, уверенная, благожелательная, испуг часто переживается кратковременно и не оставляет следов в психике.
Если в семье имеют место ссоры, особенно громкие, неблагожелательная, тревожная, нервная атмосфера отношений между взрослыми, детский страх может зафиксироваться надолго в памяти.
2. Слишком развитое воображение ребенка. Ночью видит чудовищ, монстров и злодеев, сильно воздействуют мультфильмы, просмотр телепередач, даже чтение книг нужно фильтровать.
3. Семейные ссоры, громкие скандалы, битье посуды (не говоря уж о битье друг друга), нецензурные выражения, ребенок становится нервным, пугливым и капризным.
4. Проблемы в отношениях со сверстниками, учителями, воспитателями, другими окружающими – ребенок замыкается в себе, становится скованным и пугливым.
5. Неврозы. Возникают как накопление страхов, которые не решаются и не находят выхода.
Усугубляются детские страхи по причинам:
1. Родственники ребенка сами очень тревожные, видят все в негативном счете, постоянно ждут неприятностей и катастроф.
2. Родители фокусируют внимание на страхах ребенка, постоянно напоминают о них с насмешкой, обесценивают, пытаются бороться своими методами (выключают свет – спать при свете неправильно).
3. Источник страхов постоянно присутствует рядом. Нужно выяснить причину и убрать ее.
4. Властное и авторитарное, доминирующее воспитание. Система наказаний, без попыток понять ребенка и принять его страх с уважением.
5. Эмоционально холодные родственники. Проявление эмоций не приветствуется, подавляется, нет эмоционального контакта в семье.
6. Недостаток родительского внимания. Необходимы разговоры «по душам», не формальное общение (поел, сделал уроки, иди спать).
7. Отсутствие друзей. Нужно выяснить причину, помочь ребенку разобраться с этой проблемой.
8. Гипер опека как стиль воспитания. Излишнее внимание, но не эмоциональный контакт, так же развивает определенные страхи несамостоятельности, неумения решать жизненные задачи.
9. Семья, где отсутствует отец, фигура защитника отсутствует, мать часто не может заменить в полном объеме функции мужчины, общее ощущение небезопасности и незащищенности перед миром.
Виды синдромов детских страхов.
1. Ночные страхи. Сны-кошмары, могут сопровождаться непроизвольными действиями (разговорами во сне, лунатизмом, судорогами, энурезом). После пробуждения ищет родителей, утром ничего не помнит.
2. Необоснованные переживания. Самый распространенный страх. Боязнь темноты, одиночества, монстров.
3. Навязчивые страхи. Фобии открытого или замкнутого пространства, высоты, самолета и другие.
4. Бредовые переживания. Объекты обычно игрушки, вещи, телефон…
Как проявляются страхи.
Младенец выражает истерическим криком.
Постарше:
- Ходят везде за мамой и папой
- В кроватке прячутся, накрываясь одеялом с головой
- Много плачут без причины или проявляют агрессию
- Капризничают
- Рисуют картинки в черных тонах, изображают чудовищ
- Боятся изображения объекта страха
- Нестандартное поведение (грызут ногти, сосут пальцы, одежду, перебирают пуговицы, теребят элементы одежды)
Способы побороть страх.
Разговаривать о причинах страха всегда.
Если тема выявлена, придумывать рассказ, сказку на эту тему, там где сюжет становится негативным, переделывать на позитивный, делать ребенка главным героем сказки, где он все может, добавить фигуру защитника (бетмэн…) который всегда спасет в трудную минуту.
Психология детских страхов по возрастам.
2-3 года.
В этом возрасте страхи ребенка аналогичны маминым стрессам.
Ребенок боится ухода родителей, самостоятельно засыпать в кроватке, резких звуков, незнакомых людей, падений.
Некоторые страхи являются прямой проекцией взрослых.
Плюс может быть испуг или ревность при рождении младшего ребенка.
Что делать?
Не стоит выяснять отношения между собой при ребенке, считая что он ничего не понимает. Ребенок просто чувствует напряжение взрослых, реагирует плачем, особенно при грудном вскармливании следует устранить все стрессы для матери. Переживания передаются буквально с молоком матери.
При рождении второго ребенка максимально переключать внимание старшего ребенка на младшего, разрешать и поощрять внимание и заботу. Максимально быть в контакте со старшим, чтобы он не почувствовал внезапное охлаждение к нему.
Сказки на ночь подбирать без страшилок.
3-5 лет.
Максимальная чувствительность, эмоциональность и ранимость ребенка в этом возрасте. Появляются в жизни другие взрослые и сверстники. Активно развивается воображение. Часто бывает раздражение, агрессия, перепады настроения, обидчивость. Прообраз подросткового возраста. Часто усиливается требование к родителям быть все время рядом.
Самый сильный подсознательный страх – что его разлюбят. Очень часто страх одиночества, фобии закрытого пространства, наказания (даже если никогда не наказывают).
Нужно уделять как можно больше внимания, открытое проявление любви к ребенку и окружающим взрослым в семье, телесные контакты, обнимашки-целовашки – максимально важно. Никогда не говорить – мы тебя не будем любить, если… в ответ на плохое поведение, условная любовь.
Эти травмы закладываются надолго.
Развивается мнительность, тревожность, люди делятся на плохих и хороших, недоброжелательных к ребенку и добрых.
5-7 лет.
Страхи своей или родительской смерти.
Кошмарные сны (ночные истерики)
Страх перед уколами, укусами, высотой, темнотой
Страх перед наказанием
Страхи потустороннего, призраков,
Страх будущего
Страх разлуки, потерь домашних животных
Мальчикам важен пример мужественного отца, начинается формирование мужских качеств.
Девочки пугаются слишком строго отца, повышения голоса, взгляда, страх скандалов.
Разговоры как со взрослым, убеждения и доказательства, описания безопасности, помощь в выработке методов спасения, безопасного поведения.
Главное, спокойный разговор, не травмировать криками и угрозами, разговор ровный и спокойный.
Читать добрые сказки, оберегать от стрессов.
7-11 лет.
Ребенок социализируется и уже менее эгоистичен, начинает понимать, что отношения идут с двух сторон и его участие очень важно.
Развивается ответственность, чувство долга, дисциплинированность.
Детские страхи остаются по прежнему
Страх смерти
Переживания за родителей
Страх нападений чужих людей, пожаров и наводнений
Страх плохих отметок и наказаний
Фобии становятся более конкретными, но уменьшаются, так как школа забирает много сил и внимания.
Развивается чувство вины, если ребенок отличается от других.
Воспитание уверенности в себе.
Чутко прислушивайтесь к словам, всегда проясняйте до конца ситуацию, выясняйте чувства, мысли, разбирайте как можно было сделать по другому.
Друзей обсуждайте осторожно, не запрещайте общение и не настаивайте на общении.
Ребенок должен четко понимать, что его ждут дома всегда и в любом настроении и с любыми отметками.
Что его любят независимо от его поступков.
Как можно больше хвалить за все, даже самое незначительное.
Не ругать – а разбирать ситуацию с прояснением обстоятельств и результатов.
Повышать самооценку, направлять внимание на его хорошие качества и поступки всегда. Девочек убеждать в своей привлекательности, мальчиков в мужественности.
Не реагировать на агрессию ответной агрессией.
Поведение подростка отражает поведение родителей в любом случае.
Синдром страха школьника.
Это отдельная категория страхов.
Может появиться с началом школы, переживается как страх разлуки с родителями, проще детям, которые уже были в детском саду.
Другие причины – родители сами негативно относятся к школе, слишком серьезно относятся к школе и домашним заданиям, слишком требовательны, требуют только хороших отметок, подчинению учителям, всегда на стороне учителей без разбора ситуации.
Лечение.
Создание уютной домашней обстановки, выявление причин детских страхов, выяснение особенностей отношений внутри семьи.
Сказкотерапия, рисование, песочная терапия, гипнотерапия
Натуральные препараты седативного действия.
Родителям надо пересматривать свое поведение, отношения в семье, отношения с ребенком, стиль воспитания, больше разговаривать с ребенком, уделять ему внимание, проводить время вместе, учиться переключать внимание ребенка, подобрать ребенку вид спорта, хобби.