articles
Знакомство с сократовскими диалогами произошло на университетских лекциях по философии, когда я еще и не помышляла о занятиях психологическим консультированием. Изящество и сложность построения результативных диалогов меня пленили, и уже более 30 лет я непрерывно оттачиваю навык, который верой и правдой послужил мне в профессиональной (в том числе, до психологической) деятельности и в личной жизни (убеждающие диалоги с сыном-подростком, полагаю, сохранили значительные объемы материнских нервов).
Из истории: Первыми о магии слова заговорили античные греки. Их философия (софистика) подняла слово до божественного культа. Историческая заслуга мудрецов состояла в том, что они разработали логические, лингвистические и психологические приемы убеждения и одновременно способы противостояния убеждающему воздействию. От владения этими приемами в условиях афинской демократии зависели честь и имущество, а порой и сама жизнь обучающегося чистой риторике.
Сократ же, хоть и считается антиподом софистов (у них были непримиримые противоречия во взглядах на существование истины), создал такую форму диалога, которая подводит собеседника к тому, чтобы признать ошибочность своих первоначальных мнений и понятий. Сегодня это эффективный метод, который позволяет, в ряде случаев, значительно сокращать длительность консультирования или терапии. С его помощью можно убедить человека добровольно отказаться от стереотипов мышления, от привычных догм, от удобных концептов.
Настоящий сократовский диалог немыслим без иронии и «родовспоможения души». Сначала искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик (человек чувствует противоречие с самим собой). «Сократовская ирония» - раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссии делает это с помощью последовательно задаваемых, системных вопросов.
Сократ никогда не утверждал истины. Он только спрашивал. Сам оппонент посредством размышлений в ходе ответов на вопросы, постигал и постигает сущность вещей, которая скрыта от непосредственного, чувственного восприятия. Хотя при пользовании данным методом большое значение имеет личность терапевта, не «озвучивание» собственной его мудрости, а именно «принятие плодов познания» самого клиента, является сутью работы мастера.
В диалоге Платона «Теэтет» Сократ говорит, что промышляет тем же, чем занималась его мать, бывшая повитухой, с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.
Себе он отводит скромную роль, уверяя, что он пуст, и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам. (Не правда ли, похоже на основной принцип работы психолога-консультанта?)
Овладеть составлением сократовского диалога не сложнее, чем научиться шахматной игре. Но и не проще. Придется, и потренироваться, и «голову поломать», но результат того стоит. Не могу скрыть удовлетворения, когда мои клиенты рассказывают о том, что намерение приступить к решению проблемы в отношениях, с помощью продуманного диалога, все чаще вызывает у них драйв, чем тревогу.
Отдельно хочу сказать об этом методе в разговорах с детьми. Да, подготовка такого разговора займет время, потребует продумать и подобрать слова. Но ваши труды окупятся со временем. Дети будут лучше понимать вас и научаться думать (как минимум, задумываться) о том, что происходит в жизни.
«…надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу…должно соответствующими заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как Верные речи: от этих речей в душе укореняется Рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела.» /Сократ в диалоге «Хармид»/