articles
Я не могу любить там, где не могу доверять.
Оскар Уайльд.
В психотерапевтической практике мне приходится довольно часто работать с людьми, которым говорят о том, что им сложно довериться, открыться, строить близкие и доверительные отношения. Такие клиенты испытывают сложности в принятии жизненных решений, они долго обдумывают и взвешивают, им сложно сотрудничать с Другими (А вдруг предадут? А вдруг обманут?), эти люди как будто всё время «на страже», начеку и пребывают в постоянном напряжении.
На эти процессы у них уходит много времени и сил, а жизнь идёт, время уходит и в жизни не происходит никаких изменений.
В многофакторном личностном опроснике Р. Кеттелла есть одна шкала – «Доверчивость-подозрительность» (фактор L). Как известно, каждая из шкал этого опросника представляет собой биполярный континуум. Эта шкала характеризует эмоциональное отношение к Другим и связана с уровнем внутреннего напряжения и тревожностью.
Подозрительность – это социально обусловленное свойство личности. Оно не является врождённым, а формируется в процессе развития и получения социального опыта (зачастую такое качество является следствием не сформировавшегося «базового доверия к миру» (Э. Эриксон), либо предшествующего опыта предательства, отвержения, пассивно-агрессивного отношения близких.
У подозрительных личностей происходит некое «застревание» в прошлом, болезненный опыт как будто заслоняет возможность другого, более качественного и наполненного будущего. Теряется наполненность и осмысленность. Такие люди живут по принципу: «ни себе, ни людям». Их стратегия в жизни - предупредительная, оборонительная. По мнению Р.Кеттелла, такая форма поведения играет роль защитного механизма психики, компенсируя тем самым чувство неуверенности и страха.
Доверчивость, как противоположность подозрительности, часто ассоциируется с наивностью, простодушием. Лично у меня доверчивые люди ассоциируется со всем известным героем русских сказок – Иванушкой-дурачком, который отличается своей бесхитростностью, легковерностью, мечтательностью, не критичностью, отсутствием высокомерия, скромностью, добросердечностью, дружелюбием, открытостью и склонностью к риску. Этот герой успешно преодолевает все препятствия, разрешает кажущиеся невыполнимыми задачи и проблемы, так сказать, принимает «вызовы Судьбы» и с достоинством на них отвечает. И в итоге побеждает злые силы, получает в жёны царскую дочь, богатство, власть и славу.
«Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными» В. Б. Шкловский.
Получается, что «Некто» ставит перед Иваном, на первый взгляд» сверхъестественную задачу, которую в финале он с достоинством выполняет. На пути Ивану встречаются другие герои, которые оказывают ему всяческую помощь и поддержку.
В этом контексте мне ещё вспомнился герой фильма Роберта Земекиса «Форрест Гамп».
Так почему Иван побеждает? Почему его доверчивость оказывается таким мощным ресурсом?
Феномен доверия выступает регулятором отношений, поскольку включает в себя те чувства и убеждения, которые выступают в роли мотивов поведения. Таким образом, получается, что в такой личностной устойчивой черте, как доверчивость, заключён мощный потенциал, двигательная сила.
А. Ф. Больнов придает проблеме доверия экзистенциального ракурс, утверждая, что доверие и надежда являются опорой для преодоления индивидуальных негативных экзистенциальных переживаний, которые требуют поиска ресурсов не в себе, а именно во внешней реальности. Доверие к бытию служит необходимым условием существования, а надежда выступает как отношение к жизни, доверие к будущему [1].
Мартин Бубер отмечал, что доверие возможно «только в полной актуальности человеческой жизни» [2], то есть, жизнь без доверия является не полной, ограниченной.
Основатель логотерапии В. Франкл рассматривал феномен доверия в контексте жизненных смыслов, ощущение внутренней свободы. Самореализация, творчество, полноценное, наполненная смыслом жизнь возможна только в условиях открытости и доверия к миру [3].
В терапии подозрительных клиентов я работаю в двух направлениях:
Недоверие – является неотъемлемой и важной составляющей социального взаимодействия и в некоторых ситуациях определённая его степень является необходимой для обеспечения безопасности. Т.П. Скрипкина [4], исследуя феномен доверия, говорит о том, что доверие характеризуется избирательностью и мерой: «я выбираю, кому доверять и на сколько». Выбор объекта доверия и уровня, степени, глубины. Ну а выбор – это ещё и ответственность за его последствия.
Если статья оказалась полезной для Вас - буду благодарна комментариям и отзывам. Так же Вы можете подписаться, и будете в курсе моих новых публикаций.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
1) Больнов, А.Ф. Философия экзистенциализма / А.Ф. Больнов; перевод с немецкого и предисловие С. Э. Никулина. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 224с.
2) Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995.- 464 с.
3) Франкл В. Человек в посиках смысла / Виктор Франкл. - М.: Прогресс, 1995. - 368 с.
4) Скрипкина, Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) / Т.П. Скрипкина. – Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 250 с.