Так случилось, что в моей жизни пересеклись психология и искусство движения. Мне нравится свободное движение, импровизация, поиск форм и содержаний, самоисследование через движение и действие. Я люблю воспринимать, мыслить и творить через движение.
Мне интересен человек и его внутренняя жизнь, когда он двигается, намеревается это делать или конфликтует с такой необходимостью. Мне известны многие трудности - и радости - связанные с движением, действием, активностью.
Когда человек двигается, он живет. Из того, как он двигается - с удовольствием, со страхом, нелюбовью, как заведенный, танцуя - можно заключить, как он живет, как относится к своей жизни.
Я считаю, что в психотерапии именно контекст движения является наиболее эффективным для качественных личностных изменений и приобретений.
В вербальной психотерапии можно многое проанализировать, но так и не перейти к действию. Разговаривающий специалист помогает многое понять, а вот пробы новых действий или движений зачастую остаются вне рамок его компетенции.
Я применяю практику движения в индивидуальных сеансах психокоррекции, имею эффективный опыт сотерапевтирования одних и тех же клиентов с «вербальными» психотерапевтами, и свой подход в работе с клиентами называю «Терапевтическим движением».
Мне известно, что значит, двигаясь, чувствовать жизнь, и это является фундаментом моей веры в необходимость и пользу включения практики движения в курс психокоррекции (психотерапии).
Познание через движение и действиеЕще Н.А. Бернштейн, гениальный советский физиолог, отмечал огромную биологическую значимость двигательной деятельности организмов. Он писал о том, что это почти единственная форма осуществления не только взаимодействия с окружающей средой, но и активного воздействия на эту среду, изменяющего ее с небезразличными для особи результатами…
«Успех или неуспех решения каждой активно пережитой двигательной задачи ведет к … познанию через действие, проверке через практику», – писал он. Отсюда очевидна возможность и ценность познавания человека через действие и регуляции его активного воздействия на окружающий мир.
Регуляция по Бернштейну означает координацию движения (действия). «Отличие двигательного аппарата человека и высших животных от любого из искусственных самодействующих устройств, – пишет он, – состоит в огромном, выражающемся трехзначными числами количестве доступных ему степеней свободы.
Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами — превращение его в управляемую систему».
Каждый человек проходит этот процесс – превращения своего тела в управляемую систему. Нередко достижение этого управления дается нам ценой телесных блоков, зажимов, общей телесной скованности, перенапряженности, безэмоциональности, нечувствительности или травматизации, в конце концов… Иногда для исправления этого требуется переобучение.
Другой специалист, экзистенциальный психотерапевт писатель И.Ялом пишет:
«Терапевт должен добиваться действия. Он может притворяться, что преследует другие цели - инсайт, самоактуализацию, комфорт, - но в конечном счете любой терапевт втайне нацелен на изменение (то есть действие). Существует проблема, связанная с тем, что во время профессиональной подготовки терапевту не преподают механику действия; вместо этого его обучают сбору информации относительно прошлой жизни пациента, интерпретированию, терапевтическим отношениям. Только путем мирского акта веры он может проникнуться убежденностью, что вся эта терапевтическая активность в конце концов породит изменение».
Диагностика через движениеДвижение и действие выгодно использовать в диагностических целях. Достаточно дать определение движению (действию) клиента, чтобы узнать что-то о его процессе или о нем самом. Практика показывает, что движения в психотерапии могут быть:
• Неосознанными
• Полуосознанными
• Осознанными
• Осмысленными
• Бессмысленными
• Не поддающимися осмыслению
• Открытыми
• Скрытыми
• Демонстративными
• Свободными
• Скованными
• Сдержанными
• Расхлябанными
• Спонтанными
• Импульсивными
• Неуправляемыми
• Управляемыми
• Целенаправленными
• Бесцельными
• Полезными
• Препятствующими
• Освобождающими
• Непрерывными
• Прерывистыми
• Ситуативными
• Продолженными
• Остановленными
• Естественными
• Поставленными
• Чужими
• Адекватными
• Эмоциональными
• Энергичными
• Вялыми
• Обучающими (тренирующими)
• Направленными на (само)исследование
• Развивающими
• Катарсическими
• Расслабляющими
• Мобилизующими
• Пробуждающими
• Успокаивающими
• Энергитизирующими
• Координирующими
Ценности и выгоды использования движения в психотерапииВ чем же ценности и выгоды включения движения в психотерапевтический/психокоррекционный процесс для клиентов и терапевтов?
1. Двигаться на терапевтическом сеансе значит
чувствовать себя свободным.
Не секрет, что часто – по крайней мере, поначалу – клиент чувствует себя скованным во время сеансов. Если не учитывать того, что в ситуации первых встреч с незнакомым человеком, наверное, у любого в той или иной мере срабатывают ограничивающие защиты, существуют другие «скелеты в шкафу» клиента, которые вынуждают его оставаться (иногда подолгу) скованным, несвободным в терапии. Это могут быть определенные ожидания, представления о том, как следует себя вести со старшим (т.н. «субординация»), страхи отвержения, наказания за проявленную свободу – не важно в чем, в действиях или мыслях, просто незнание себя свободным и пр. В условиях движения фактор свободы срабатывает сам собой, что влияет на самочувствие клиента, а значит, и на терапию в целом.
Выгода терапевта здесь в том, что свободное движение снимает лишние условности и барьеры между ним и клиентом, делает их взаимообмен более естественным, обеспечивает необходимую глубину для качественной психотерапевтической/психокоррекционной работы.
2. При определенных условиях
движение позволяет клиенту самому встретиться с собой – своими чувствами, образами, желаниями, движениями и действиями, глубиной, возможностями, силой, творческим потенциалом, определенными психофизиологическими особенностями.
Один из ведущих мотивов обращения клиента к психологу/психотерапевту – узнать себя (разобраться в себе). Эту задачу многие из них часто решают пассивно, опираясь на убеждение, что «мой психолог/психотерапевт (у)знает про меня все». Но активное познание себя, что достигается с помощью движения, выгоднее, поскольку обеспечивает клиента ощущением истинности того, что познанное (в данном случае, «я сам(а)»), действительно таково.
Выгода терапевта здесь в том, что клиент приобретает самостоятельность и независимость в деятельности самопознания, что обеспечивает формирование и/или развитие у него важного для терапии качества ответственности за себя.
3. Движение
позволяет клиенту проявить себя (чувства, действия, намерения, желания, характер, стереотипы (паттерны) поведения, потенциал), что особенно важно в контексте отношений со значимым другим (терапевтом).
Для определенной категории клиентов «проявить себя» означает выразить - сделать видимыми (заметными) – те или иные свои сильные стороны, прежде по определенным причинам скрытые. Проявляя себя, они осознают право быть проявленными, обретают разрешение пользоваться тем, что проявлено. Таким образом, клиент развивается, что выгодно для терапевта.
Помимо этого, часто задачи клиента лежат в поле отношений с другими людьми. При этом не все, что могло бы быть полезным для терапии в этой области, клиент может показать (даже при наличии у него такого желания) терапевту, работающему в вербальном жанре, а терапевт (даже самый внимательный) – соответственно, увидеть. Выгоды клиента и терапевта очевидны.
4. Движение –
хорошее средство для работы с последствиями стресса.
Современный человек не привык двигаться – тогда как это первоочередное средство для полноценного выхода из эмоционального стресса. Он отягчен (загрязнен) шлаками непрожитых эмоций, что лишает его стрессоустойчивости, мешает по-настоящему проживать актуальные чувства и эмоции. Благодаря практике движения на терапевтических сеансах клиент сможет почувствовать вкус к двигательной активности. Через движение на терапии он сможет выразить ¬¬– прожить, освободиться от «старого багажа» непрожитых эмоций, очиститься. Клиент почувствует себя лучше, спокойнее, сумеет расслабиться, что выгодно и для него и для терапевта.
Подробности на сайте:
http://movetherapy.ru/