articles
Умеете ли вы договариваться?
Мы часто слышим: «Эй! Давай договоримся, что бы в следующий раз…». Это может быть и мама воспитывающая своё прелестное чадо и строгая учительница, что пытается вызвать угрызения совести у нашкодившего мальчишки, это можем быть и мы сами, когда невзначай сделали кому-то «нехорошо».
Людям обычно свойственно как-то выстраивать свои границы в отношениях, особенно если они очень тесны. А мы всегда находимся в тесных отношениях: либо с родителями, либо с супругом/супругой, либо с детьми, и не редко, довольно сильно привязаны к друзьям (которым не всегда можем отказать, и этим зависимы от них).
«Тесно» не значит рядом, а значит чувствовать и принимать близко к сердцу. Так вот, при тесных или «близких» отношениях мы настолько сильно можем вчувствоваться, что заметить собственные чувства и ощущения просто невозможно.* От этого, к сожалению, картина происходящего размывается, становится нечёткой. Если в жизни часто вы слышите: «Что происходит в наших отношениях? Я ничего не понимаю», «почему со мной так обходятся, разве я заслужил/заслужила?» или элементарное «…И как это получилось?», то именно об этом и идёт речь.
Итак, такой результат получается в связи с отсутствием ясно выстроенных границ в которых понимаем где наше «я» находится: как я взаимодействую с миром, на каких основаниях и за что беру ответственность, а на что точно не соглашусь.
Границы и умение договариваться это об одном и том же. Если осознавать и чувствовать свои потребности, желания, то и договориться можно. Как это выглядит, смотрим ниже.
Принципы выстраивания договорённостей:
1. Договор должен быть взаимовыгодным, учитываются интересы и потребности сторон.
2. Существуют санкции за нарушения договора у обеих сторон.
Вот этот пункт особенно интересен. Зачастую, родители, пытаясь договориться с детьми, например, по уборке собственной комнаты, опускают этот пункт. И что происходит: «Ты каждую среду проводишь генеральную уборку в комнате. Таким поведением показываешь свою самостоятельность и ответственность, тогда я доверяю тебе больше и можешь гулять вечером на час дольше. А если в среду, по какой-либо причине уборка пропущена, то вечером не ходишь гулять на протяжении недели».
Это есть однобокость и односторонность договора. Часто санкции для родителей просто игнорируются. Что будет если подросток так и не погуляет с друзьями, просто пришлось навещать бабушку или ехать на дачу. Чем тогда расплачиваются родители? Здесь у подростка формируется ощущение несправедливости договора, который так и хочется нарушить. Ведь никто не любит быть ущемленным.
Дальше…
3. Договор должен быть реалистичным: условия и требования должны быть реально выполнимыми.
4. Стороны должны быть готовы выполнять свои обязательства.
5. Договорённости должны быть гибкими, если они не соблюдаются анализировать, почему это происходит: про то ли договорились, действительно ли то, про что договаривались важно обеим сторонам? Одинаковое ли понимание у сторон предмета договора.
Важно помнить и соблюдать все пункты, основываясь на взаимном уважении и терпении.
*У этого поведения есть и научное обоснование, и название - «Слияние». Как механизм прерывания контакта или по простому, невозможность удовлетворять собственные потребности в связи с отсутствием ясности в процессе взаимодействия. В результате чего мы удовлетворяем общие потребности или только потребности человека с которым «сливаемся».