articles
На настоящий момент проведено почти 300 исследований, показывающих, что во множестве случаев эта методика оказывается полезной как для психологического, так и для соматического здоровья. В США она включена в государственные программы реабилитации пострадавших от стихийных бедствий, участников военных действий и т.п. Она считается одной из лучших по соотношению затрат на ее проведение — и эффективности. В своем самом знаменитом исследовании профессор Джеймс Пеннебейкер обнаружил, что когда испытуемые в течение 4-х дней по 15 минут в день писали о чем-то значимом, вызывающем сильные чувства (а главное - о том, о чем они раньше не рассказывали), у большинства из них снижались показатели физиологического стресса, начинала более интенсивно работать система клеточного иммунитета. Исследование среднесрочных последствий письменного выражения и осмысления переживаний показало, что у испытуемых в течение 4-х месяцев в дальнейшем наблюдалось снижение уровня гормонов «медленного стресса» (кортизола) и более оптимальное функционирование иммунной системы. Испытуемые после эксперимента обращались к врачам по поводу различных инфекций примерно вдвое реже, чем до него. В эксперименте, проведенном на группе больных ревматоидным артритом и на группе больных бронхиальной астмой, было показано, что интенсивность симптомов, частота и объем потребления медикаментов после четырех пятнадцатиминутных сессий письменного выражения и осмысления переживаний существенно снижается. Существенные улучшения соматического и психического здоровья имеют место, если: 1) фокусироваться на чувствах и переживаниях; 2) постепенно создавать связную историю; 3) описывать происходившее с разных точек зрения; 4) найти “свой голос” – стиль изложения, отражающий то, кто вы есть. Помимо основной инструкции, упомянутой выше, Пеннебейкер и его коллеги экспериментальным путем установили, что эффективными являются следующие модификации инструкции для экспрессивного письма: 1. Писать о том периоде жизни, на который пришлась травмирующая ситуация, специально акцентируя, что еще тогда было в жизни, помимо собственно травмы: что человека радовало, веселило, чем он гордился, что вызывало у него любопытство, интерес, теплые чувства. 2. Писать о тех уроках, которые человек извлек для себя из преодоления травмирующей ситуации. 3. В ситуации конфликта или причиненного вреда – писать о том, как это событие, возможно, отразилось в переживаниях и жизни другого человека, вовлеченного в ситуацию. 4. В ситуации свежего события, вызывающего смятение и замешательство – писать о нем, как если бы это была история, которую человек рассказывает случайному попутчику в поезде, обращая внимание на обстановку, в которой происходили события, представляя персонажей, их взаимодействие и переживания, обозначая свои выводы. 5. О травмирующем событии можно попробовать написать в третьем лице (не «я», а «он» или «она»). 6. О сложном, конфликтном взаимодействии можно написать, чередуя по 5-7 минут письмо с разных точек зрения (с позиции отстраненного внешнего наблюдателя, со своей собственной позиции, с позиции другого человека, вовлеченного в ситуацию, с позиции сочувствующего всем участникам внешнего наблюдателя). 7. Писать об одном и том же событии, адресуя свои записи разным людям (начальнику/родителю/учителю, сочувствующей подруге, другой стороне, вовлеченной в ситуацию, самому себе). Если вы решите самостоятельно попробовать экспрессивное письмо, важно учитывать следующие моменты:
Вам понадобится 15-20 минут на саму сессию письма. Используйте таймер, и когда он зазвенит, прекращайте писать.Если вы выбрали какую-то из модификаций инструкции, но вам по ней не пишется,
Если в какой-то момент вы чувствуете, что эмоции начали «зашкаливать»
Если вы выбрали писать о травмирующем переживании, имейте в виду,
|