Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Эмпатия и психотерапевтический процесс



Эмпатия рассматривается как психобиологическая способность отражать состояние другого человека в данный момент времени,  способность эффективно и качественно резонировать с другим состоянием бытия.  

Эмпатия имеет много измерений и включает  интеллектуальные навыки и когнитивные способности, чтобы  распознавать и концептуализировать внутренние рабочие модели травматизированного пациента, понимать его мыслительные процессы, эмоциональные состояния и невербальные послания, которые передаются через выражение лица, позу, модуляции голоса, движения, поведенческие паттерны. Также терапевт должен  быть способен управлять собственными аффективными реакциями, чтобы поддерживать эмпатический резонанс и подстройку к пациенту. 

Эмпатию  можно определить как психологическое состояние с различными свойствами, похожими на любовь, нежность и сопереживание.  Разные проявления эмпатии могут способствовать прогрессу в терапии или, наоборот, ее недостаток может этот процесс затормаживать. Тонкая эмпатическая настройка помогает создать такую атмосферу в терапевтических отношениях, которая позволяет пациенту совершить мучительную проработку психическую травмы, а терапевту последовательно получать, декодировать, концептуализировать и доносить до пациента информацию, которая от него поступает.

 Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд  постулировал,  что  интерактивная коммуникация в терапии носит динамический характер и вовлекает бессознательные процессы как терапевта, так и пациента.  Он писал, что для терапевта очень важно осознавать свой контрперенос (чувства, которыми он откликается на пациента) и уметь с ним обходиться.  Фрейд настаивал на том, чтобы каждый психотерапевт начинал свою деятельность с индивидуального анализа и постоянно продолжал познавать себя. Самопознание терапевта помогает увидеть, как бессознательное пациента активирует бессознательные процессы в терапевте, особенно если между ними есть эмпатическое созвучие. Фрейд был убежден, что каждый, кто не продвинется в этом направлении, должен похоронить идею заниматься психоанализом.

Благодаря эмпатии психотерапевт получает доступ к психическому миру травмы и возможность «декодировать» травму, т.е.  расшифровать связанные с травмой послания. Эти послания  исходят от пациента и передаются терапевту через различные,  не только вербальные,  каналы коммуникации – через аффект, характер защит и соматические состояния, через состояния Эго и личностные проявления, через бессознательную память и когнитивно-перцептивные процессы. Через эти каналы происходит передача специфического травматического переноса, в котором  травматический опыт  вновь и вновь реактивируется и проигрывается на разных уровнях функционирования, а именно:  через дезрегуляцию аффекта, через искажения восприятия и травматическую память,  через различные поведенческие паттерны, через изменившуюся систему адаптации.

 Весь этот поток информации  направляется на терапевта и угрожает захлестнуть его. Терапевт может подвергнуться вторичной травматизации, профессиональному выгоранию и эмпатическому истощению и, как результат,  прийти к отказу от тонкой эмпатической настройки на пациента, что неизбежно приведет к десинхронизации в терапевтической диаде.

Эмпатический потенциал специалиста заключается также и в способности к эмпатической сонастройке (созвучию) и сильно варьируется среди психотерапевтов. Основные факторы, определяющие способность к эмпатии, относятся к высокому уровню социализации терапевта, к  зрелости его эго, к индивидуальной истории, связанной с травматическими событиями в его жизни, к его жизненному опыту и способности развивать привязанность. Высокая способность к эмпатии обнаруживается у тех специалистов, которые проявляют устойчивую кросс-ситуационную способность к эмпатическому функционированию. Это значит, что они стабильно демонстрируют оптимальную эмпатическую сонастройку с пациентом, чутко улавливают сигналы и умеют их правильно декодировать, проявляют эмоциональную гибкость, конгруэнтность и альтруизм.

Подводя итог сказанному,  можно заключить, что в психотерапевтическом процессе, особенно при работе с психической травмой, эмпатия играет решающую роль. Ее можно назвать фундаментальным психологическим состоянием терпевта, необходимым для успешной динамики психотерапии.

Эмпатия помогает в развитии терапевтического альянса, доверия и желания пациента полностью раскрыть наиболее трудные аспекты своего травматического опыта. Конгруэнтный эмпатический отклик терапевта позволяет увидеть внутренний мир психической травмы – динамические процессы, защитные структуры, нарушенные связи, изменения в самовосприятии и эго-идентичности и безоценочно понять поведенческие проявления  пациента. Высокое эмпатическое созвучие – это способность быть вместе с пациентом в каждый момент времени с единственной целью – помочь ему в естественном процессе самоисцеления.






Об авторе статьи

`
Иванова Елена Юрьевна

Рейтинг психолога: 4 4

Иванова Елена Юрьевна

Сертифицированный психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, руководитель балинтовских групп. Работаю со взрослыми людьми и подростками, провожу группы профессионального развития для психотерапевтов, психологов-консультантов, педагогов...
Город: Москва
  •   Кризисы и травмы
  •   Депрессия
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Дети
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Нино Евгений Николаевич

Нино Евгений

Детско-семейное консультирование (работаю с детьми и взрослыми), профориентация,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍