articles
Этический кодекс гарантирует клиенту профессиональную помощь, и в то же время защищает специалиста, чтобы клиенты не смогли манипулировать им, предъявлять ему какие-то необоснованные требования к его работе.
Первый принцип - уважение. Клиент, пришедший к психотерапевту, имеет определенные психологические проблемы, он остро чувствует, когда его игнорируют, унижают, относятся предвзято и т.п. Прежде всего, терапевт должен относиться к нему как к человеку, который оказался в трудной жизненной ситуации и которому нужна психологическая помощь.
Терапевту необходимо четко осознавать свои действия. Если клиент как-то по-особому выглядит, это не значит, что надо уделять ему меньше внимания и т.п. Карл Роджерс говорил: если вы не собираетесь проявить уважение к клиенту как к человеку, то это заведомо приведет к негативным последствиям, и лучше вообще не начинать с ним работу.
Второй принцип - компетентность. Если терапевт чувствует, что он не может помочь клиенту (нет времени, возможностей, сил), или что его проблема свойственна также самому терапевту, то надо поставить клиента в известность, что лучше обратиться к другому специалисту. Клиент изучает терапевта и пытается понять, можно ли ли ему доверить свою жизнь. Признание своей неспособности оказать какую-то помощь - это признак профессионализма психотерапевта.
Профессионализм предполагает понимание терапевтического процесса (что, как, зачем делает и к каким результатам это может привести) и умение выстраивать отношения, держать процесс под контролем. Хорошо, если есть контракт, где прописаны методы и цели терапии, возможные санкции, и т.п. В данном случае необходимо отметить, что контракт защищает не только клиента, но и психотерапевта. Однако в России составление контрактов мало распространено.
Если работа не продвигается вперед, имитируется, то лучше ее прервать. Умение замечать такие ситуации - еще один признак профессионализма. Терапевт должен быть готов к тому, что клиент обвинит его в том, что процесс не движется, поэтому поведение должно быть безупречным и устойчивым к таким нападкам. Пример: есть проблемы (семейные), когда имеются противоборствующие стороны, и если терапевт выступит на одной стороне, то в глазах другой окажешься некомпетентным. Если же возникли претензии, то терапевт может либо перенаправить клиента к другому специалисту, либо обсудить проблему с супервизором.
Третий принцип - конфиденциальность. Конфиденциальность может быть нарушено только в том случае, если есть соглашение с клиентом, т.е. необходимо обсудить с клиентом вопрос, можно ли использовать сеансы с ним для каких-то литературных описаний, можно ли вести записи на видео или аудио. Если клиент опасается, что его данные могут просочиться куда-то, он сразу уходит и не возвращается, даже если терапевт - высоко профессиональный. Поэтому надо соблюдать интересы клиента и даже в узком кругу коллег не выносить проблемы клиента для всеобщего обсуждения. Нарушить конфиденциальность возможно только в том случае, если речь идет об угрозе жизни другого человека.
Четвертый принцип - "не навреди". Любая деятельность психотерапевтов не должна наносить вред психическому здоровью клиента. В связи с этим надо внимательнее относиться к методикам работы. Иногда в некоторых видах психотерапии на краткое время допускается ухудшение состояния клиента (например, в психоанализе вспоминаются травмирующие детали прошлого), но без этого невозможно переживание катарсиса.
Пятый принцип - дистанция. Не допускается использовать пациента в личных целях. Не должно быть личных отношений между психотерапевтом и клиентом. Особенно сексуальных, т.к. это может повлечь резкое ухудшение состояния пациента.
Все знают этические принципы, но не многие их соблюдают. Сложно провести границу в своем собственном поведении: где оно этически безупречно, а где - нет. Один из признаков профессионализма - замечать эту границу, а не только соблюдать какую-то последовательность действий. Потому что если не соблюдать этические принципы, то можно нанести очень большой вред клиенту. В работе терапевта обязательно должен иметься контроль: либо супервизора, либо сообщества, потому что каждый "видит соринку в чужом глазу и не видит бревна в своем" и искушений всегда очень много.