articles
В научно-популярной литературе по эволюционным теориям представлена специфическая картина мира, которая обладает своей психологической значимостью. Согласно эволюционному взгляду, человек - всего лишь социальное животное, его чувства и эмоции - продукт эволюции, а главные движущие им силы - самосохранение и размножение. Иногда с такими постулатами эволюционисты заходят слишком далеко, выдвигая смелые гипотезы. Например, в книге Джеффри Миллера "Соблазняющий разум" вся человеческая культура сводится к единому истоку - половой борьбе и половой конкуренции. Конкурируя друг с другом, особи совершенствуют свои эмоциональные и интеллектуальные способности, учатся выражать чувства культурно, а всё ради простой цели - найти достойную пару и продолжить род.
С точки зрения психологии, вряд ли возможно критиковать эволюционные теории изнутри. Для этого нужно было бы находиться в общем с ними научном поле. Но для психолога такие теории представляют немалый интерес, поскольку они формируют мировоззрение человека, его ценности и даже культуру. Например, эволюционный ход мышления активно используется пикаперами, которые рассматривают человека как инструмент, на который возможно воздействовать путём манипуляций инстинктами. Эволюционная парадигма задействуется во враждебных по отношению к женщинам маскулистских объединениях, которые делают акцент на том, что, следуя своей природе, женщины нацелены на то, чтобы отбирать ресурсы мужчин и обманывать их. Соответственно, можно представить себе, каким будет мировоззрение и поведение человека, который мыслит мир именно так, а также каким будет его успех в личной жизни и уровень качества жизни. Вероятно, не самым высоким, поскольку изначально такой человек исходит из ограниченных и враждебных убеждений, считая их истиной в последней инстанции. В то время как научные теории являются всего лишь теориями, и даже в научной среде они могут быть подвергнуты критике.
Эволюционная парадигма предполагает, что между полами неизбежна борьба. Самцы заинтересованы в том, чтобы оставить как можно больше потомства и потратить на это как можно меньше ресурсов. Ответственность ограничивает их в экспансии. Привязываясь к одной самке и её потомству, они лишаются возможности интенсивного распространения. Самки, напротив, заинтересованы в удержании самцов, поскольку в период беременности, родов и заботы о потомстве являются уязвимыми. Поэтому к такому периоду важно заранее подготовиться, а после него - удержать самца, который является источником ресурсов. Самцу же ресурсы нужны для экспансии, и удержание противоречат его природным целям. В итоге стратегии размножения у разных полов кардинально расходятся и вступают в конфликт.
С точки зрения биологии, к такой теории также возникает много вопросов. Если подобный конфликт существует столь долгое время, значит, он не является войной в полной мере, и в нём есть определённое внутреннее равновесие и согласование воюющих сторон. Кроме того, у разных видов половые роли могут распределяться по-разному, как и разным является вклад родителей в выращивание потомства. Разные стратегии мы можем наблюдать и у людей, что уже демонстрирует неоднозначность подобных теорий и их сильное упрощение со стороны массовых и популярных движений, основанных на них.
С точки зрения психологии, всё ещё более сложно. Если рассматривать человека исключительно как животное, которое стремится только к размножению даже ценой ущерба самосохранению, во-первых, такая картина мира становится редукционистской. Она выхолащивает многогранные и сложные человеческие ценности и мотивации до простых и примитивных. В такой плоскости человек становится одномерным. Ему больше не свойственны духовные устремления и экзистенции, а, если и свойственны, они также являются продуктом эволюции и нейронных связей, т.е. самообманом мозга. В таком пустом и жестоком мире неизбежно возникает кризис смыслов. На какие высшие смыслы мы можем надеяться, если смыслы уже даны, и они сугубо материалистичны? Как мы можем надеяться найти любовь, если всеми движут хищные стремления к выживанию, размножению и завоеванию? Подобный мир становится хищным и враждебным, а проявления чувств в нём - тоже обман. Окситоциновый угар, служащий тем же целям, но не имеющий смысла, ведь нам неизвестна конечная точка назначения пути эволюции.
Во-вторых, подобная картина мира ведёт к цинизму. В ней человек рискует утратить гуманистическое измерение и начать рассматривать других людей инструментально - просто как особей, которые всегда корыстны, эгоистичны и заботятся только о себе и о своём потомстве. А, если и заботятся о других, то не потому что любят их или желают им добра, а потому что это тоже одна из стратегий на службе выживания вида. Из такого мировоззрения неизбежно следуют борьба и враждебность. А также легитимация всего, что "естественно и не безобразно". Дикпик в личку - вполне себе естественное и природное поведение, а не попрание культурных ценностей. Насилие - одна из стратегий размножения для тех, у кого не получается иначе. Давление власти - обычное дело, иерархии свойственны и приматам. Таким образом, размываются исключительно человеческие ценности, и на их место встают животные. И тогда мы теряем тонкую грань между человеком и животным, либо она становится чрезвычайно узкой, односторонней и спорной, например, когда мы говорим, что единственное, что отличает нас от животных, - это разум, хотя полнота человеческого бытия не может сводиться только к нему.
Подводя итоги, можно сказать, что эволюционные теории оказывают сильное влияние на современного человека, который активно ищет смыслы, старается следовать научно-рациональной картине мира и пытается объяснить себе то, что ему непонятно. Но не всегда такое влияние является положительным, с точки зрения смыслов. И не всегда человек понимает всю сложность, относительность, противоречивость и гипотетичность этих теорий, чтобы осмыслить их целостно. Отсутствие целостного понимания ведёт к редукционизму, цинизму и пустоте. К озлобленности и бесполезной борьбе. К потере и кризису смыслов вместо их обретения. Поэтому, если человек задаётся целью понять что-то, найти смыслы и улучшить своё качество жизни, на этом пути ему необходима критика. Не воспринимать написанное кем-то буквально, а критически анализировать это. Не воспринимать в том числе научные теории на веру, а проверять их на своём опыте. Не забывать о том, что сознание каждого человека, пусть даже умного и образованного, ограничено, а каждая теория имеет своих критиков и свои контраргументы. И, в конце концов, хорошо понимать самого себя, чтобы отделять для себя главное от второстепенного и делать опорой своего мировоззрения лишь то, что вызывает искренний внутренний отклик и дарит, а не отбирает смыслы.