articles
Понятие экзистенции в психологии и философии является тонким и эфемерным. Трудно простыми словами ответить на вопрос "что такое экзистенция?", хотя можно попробовать интуитивно нащупать её в раскрытии человеком своей внутренней свободы, подлинности и полноты бытия. Как свобода, подлинность и полнота бытия, экзистенция также вызывает очень много вопросов. И самый прикладной, практический вопрос, который беспокоит многих людей: как отличить экзистенцию от чего-то иного? Как при попытках найти и раскрыть экзистенцию не впасть в самообман?
Внутренняя свобода человека противоречива и таит в себе много подводных камней. В каждый момент жизни мы делаем какие-то выборы, которые могут приближать нас к экзистенции или отдалять от неё, и здесь нет инструкций, нет никаких руководств и правил. Нет и чётких критериев того, что мы вышли на ту самую экзистенцию, а не в противоположное ей пространство. Как же тогда быть и где искать ориентиры?
Можно попробовать начать с простых бытовых ситуаций, в которых возникают парадоксы свободы и выбора. Например, кто-то хочет быть свободным от социальных рамок, условностей и давления. Такой человек предпочитает быть самостоятельным, полагаться только на себя и лишний раз не вступать в социальные контакты, реализуя свою свободу. Но, если более пристально посмотреть на данную ситуацию, свобода в ней под вопросом. Закрываясь от социального опыта, человек отказывается от свободы чему-то учиться, выражать себя в обществе, искать близких по духу людей и меняться благодаря этим контактам. Подобная свобода становится односторонней и ограничивает человека.
Можно привести противоположный пример: свобода достигать успеха и расширять свои возможности. Человек, который хочет высокого социального статуса и больших денег, в то же время хочет расширить зону своего влияния и свободы. Он стремится к тому, чтобы его решения могли иметь вес в обществе и влиять на ход развития общества. Но в то же время, чтобы достичь такой свободы, приходится отказаться от многих иных свобод. Свобода посвящать себя другим интересам и ценностям, свобода в любой момент времени делать то, что нравится, свобода быть собой в любых условиях. Чтобы достичь вершин социальной иерархии, человеку приходится во многом ужаться и от многого отказаться в угоду этой иерархии или нужно во многом совпасть с ней.
Сложный вопрос также возникает в связи со свободой и зависимостями. Свободен ли человек, выбирающий какую бы то ни было зависимость - алкогольную, наркотическую, игровую, сексуальную, пищевую и т.д.? При поверхностном взгляде может показаться, что да, человек волен выбирать для себя какой угодно путь, и вряд ли кто-то сторонний может повлиять на такое решение. Насильно мил не будешь. С другой стороны, в такой свободе есть большой риск потерять себя, а, значит, перестать быть тем субъектом, который способен раскрывать свою свободу, поскольку субъект утопает и пропадает в зависимости. Размываются границы эго, в результате чего не остаётся ни свободного, ни свободы.
Во всех этих случаях речь идёт не только о свободе, но и о более широком понятии экзистенции человека, которая всё же не сводится только к свободе. Позволяя своей свободе быть в каком-то одном аспекте жизни, человек неизбежно ограничивает её в другом. Соглашаясь на один формат отношений, он отказывается от других. Выбирая что-то одно, он не выбирает что-то другое. А ответ на вопрос "стоит ли это выбирать сейчас?" как раз кроется в экзистенции человека - какой из выборов больше позволит ему ощутить и раскрыть полноту своего бытия так, чтобы это служило развитию, а не разрушению.
Выбор между развитием и разрушением в некоторых случаях также становится вопросом тонким и сложным. Например, можно наблюдать вовлечённого в деструктивные отношения человека, который переживает там свою подлинную экзистенцию. Пока он это делает, пока он берёт из этих отношений что-то важное для себя и раскрывает себя в них вопреки их негативному влиянию, бессмысленно и бесполезно помогать человеку из таких отношений выйти. В то же время бывает и так, что человек терпит для себя нечто неприятное и вредное впустую, надеясь на то, что в этом когда-то реализуется его экзистенция. Например, ходит на нелюбимую работу в надежде когда-то в будущем обрести финансовую стабильность и сменить её на любимую. Но экзистенция в этом случае не раскрывается здесь и сейчас, и человек страдает в замкнутом и душном пространстве.
Полнота бытия является одним из важных критериев экзистенции, но этот критерий в каких-то аспектах также может оказаться скользким. Потому что есть риск свести полноту бытия к удовольствию и забвению. И тогда, предавшись зависимости, человек будет думать, что реализует свою подлинную экзистенцию, тогда как на самом деле он разрушается - теряет себя, свои возможности и растрачивает свой потенциал впустую. Однако, когда экзистенцию удалось нащупать, всё же на субъективном уровне человек может опереться на чувство полноты бытия в плане переживания открытости миру, безграничности возможностей и горизонтов, состояния внутренней свободы и благополучия, и это всё не будет сводиться к простому удовольствию, которое мимолётно, пусто, примитивно и конечно в основе своей. Удовольствие, как реакция, заканчивается тогда, когда закончилось действие стимула или наступило пресыщение, а экзистенция, подпитываясь, только расширяет свой просвет, и чем больше человек идёт по пути экзистенции, тем более наполненным и свободным он себя ощущает. Хотя, будучи тонкой и эфемерной, экзистенция также может покидать какие-то пространства или сферы жизни человека. Когда-то она была в чём-то одном, а потом ушла, исчерпалась и сейчас пребывает в чём-то совсем ином. Подобные изменения могут быть связаны с развитием человека, реализацией им тех или иных возможностей, переоценкой ценностей, смыслов и ориентиров.
Наиболее простым и ценным для практического применения критерием раскрытия экзистенции является состояние здоровья и творческой продуктивности человека. Если в каких-то условиях он стал чувствовать себя лучше, у него появилось больше сил, и он стал способен делать для себя и мира больше (в плане своей профессии, творчества или иной конструктивной деятельности), значит, он находится в благоприятных условиях для раскрытия своей экзистенции. Если, напротив, он ощущает вялость, упадок сил, снижение качества жизни, обострение хронических заболеваний, творческий кризис, спад продуктивности в работе и разрушение, значит, в какой-то момент он оступился и шагнул не туда.
В практике психолога проблема экзистенции становится смыслообразующей, поскольку клиенты всегда приходят в состоянии внутреннего неблагополучия. У кого-то это неблагополучие проявляется слегка, на уровне смутного переживания "что-то не так", а кто-то может обратиться за помощью поздно, уже в сильно разрушенном состоянии, кризисе и тупике. Во всех этих случаях психолог обращается к клиенту с вопросами: "Где Ваша экзистенция? Где и как Вы её забыли и потеряли? Когда Вы видели её в последний раз?". Экзистенция является основой как психического, так и физического здоровья человека, фундаментом и самой возможностью полноценной, осмысленной жизни, поэтому в психологической работе связанные с ней вопросы становятся ключевыми.