articles
Человек неотделим от семейной системы, от своих истоков, где зарождалась и формировалась его личность, прививались понятия о взаимоотношениях, осуществлялось воспитание и преемственность традиций. Свой первый жизненный опыт человек получает именно в семье, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Семья – это главный институт воспитания, то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Человек не может быть отделен от семейной системы, так как он является ее неотъемлемой частью. Именно поэтому, изучая чувства, эмоции и взаимоотношения человека - мы непременно/неизбежно обращаемся к семейной системе, то есть к истокам, где происходило формирование его личности. Научная психология предоставляет множество методов и подходов к изучению отношений в семье. Наиболее популярным и информативным методом среди прочих является генограмма, предложенная американским психологом и пионером семейной психотерапии - Мюрреем Боуэном в 1978 г. Генограмма — это исследовательский метод изучения отношений нескольких поколений семьи. В генограмме, в отличие от родословной, главным является не генеалогическое древо, отображающее родственные связи, а отношения между родственниками. При исследовании семейных отношений М. Боуэну удалось обнаружить, что от поколения к поколению в семейной истории происходит накопление дисфункциональных поведенческих реакций, что почти всегда приводит к патологии членов семьи.
Иными словами, то, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой. Намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Это - так называемый принцип тотальности системы. Анализируя генограмму можно выявить повторяющиеся в семейной системе события и даты, распознать наследственные семейные болезни, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, внутрисемейные диады и треугольники, личностные характеристики и семейные мифы, увидеть определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, передающиеся из поколения в поколение. Вместе с этим, метод генограммы может быть использован для анализа межпоколенческой передачи моделей определенных видов семейного поведения, в частности родительского и супружеского. Можно проследить повторяющиеся события, стратегии поведения, различные тенденции в отношениях (например, количество детей, выбор брачного партнера или продолжительность браков). С помощью генограммы можно увидеть, какие факторы влияют на семейный сценарий. Приведу пару примеров, чтобы показать, как данный метод применяется на практике. Предлагаю рассмотреть случай спутанности семейных ролей при воспитании ребенка. В описываемой ниже семье клиентом, обратившемся за психологической помощью была женщина, замещающая своей матери умершего ребенка. Супружеская пара разводится и женщина одна растит троих детей, мальчика и девочек- близнецов. Мальчик уходит на войну и погибает, одна девочка умирает от болезни, остается единственная дочка. Девочка вырастает и, не выходя замуж, рожает ребенка - девочку. Чтобы содержать мать и дочь она много работает, воспитанием девочки занимается бабушка. В данной ситуации распределение семейных ролей произошло следующим образом - девочка была рождена для того, чтобы служить утешением бабушке, потерявшей двоих детей, и чтобы заместить собой умершую сестру-близнеца для мамы. А далее, если посмотреть на девочку, то мы увидим, что она растет в семье, где она видит родительскую модель и не видит супружеской. В свое время она выходит замуж за человека моложе себя, и вроде бы все складывается удачно, так как она играет роль матери своего мужа. Но все рушится, когда рождается долгожданный ребенок. Девушка легко становится матерью своему ребенку, но она не умеет быть женой своему мужу. Семья состоит из двух родителей и ребенка, при этом в ней нет супругов. Начинаются конфликты, связанные с неустроенностью существенной семейной роли у женщины. Как видите, это произошло вследствие того, что она была замещающим ребенком в своей родительской семье. Приведу еще один пример. В одной семье растет мальчик, в другой семье - девочка. И оба находятся в коалиции со своей мамой. Оба они - так называемые триангулированные члены семьи, то есть включенные в родительские отношения и выполняющие определенную функцию по регулированию супружеских отношений своих родителей. Функции эти могут быть самыми разными; например, ребенок плохо учится и знает, что родители не ругаются, потому что обсуждают его двойки; один родитель помогает с английским, а другой с историей. У девочки, допустим, бронхит, и она знает, что когда она болеет, родители приходят к ней, дома возникает подобие единства (любому ребенку приятно, когда две головы над ним склоняются, гораздо приятнее, чем одна). Что в их детском опыте произошло? Они выяснили, что нужны некоторые специальные усилия, специальные какие-то действия, для того чтобы был психологический комфорт и для того чтобы эту самую родительскую любовь получить. То есть они научились условной любви. Вывод, который они делают в этом случае для своей дальнейшей жизни таков: они, такие, как они есть, никому не нужны; они нужны только высвеченные под определенным углом зрения, что еще может подкрепляться различными родительскими установками: «Кто же тебя замуж возьмет, если ты готовить не умеешь?», «Тебе же надо зарабатывать, чтобы содержать свою семью...» Эти установки — это формулы условной связи. Поэтому, когда эти дети ищут себе партнера, они ищут не отношений как таковых, а условий, в которых возможно их принятие. «Я знаю, что я хорошо готовлю. Я выйду замуж за человека, который это оценит.» Это некий такой договор, который плохо осознается, но тем не менее действует. И когда этот договор начинает нарушаться («Вот, всегда ценил, а потом перестал обращать внимание»), начинается конфликт. Механизм возникновения этого конфликта плохо поддается осознанию. В функциональных семьях больше вариантов поведения, больше выбора. В дисфункциональных семьях меньше вариантов выбора, потому что работает общечеловеческий механизм - в стрессе человек действует стереотипно. Где много стресса, там много стереотипов, мало свободы выбора, мало творчества. В дисфункциональных семьях, где много стресса, существует много стереотипов, и есть большой страх перемен. Дети вырастают и ищут некие условия, при наличии которых есть возможность вступить в брак, некие условия, в которых будет оценено то их свойство, которое они считают достойным для брачной коммуникации. Потому что они себя целиком в общении не проявляют; они понимают, что они хороши только своими отдельными частями, некоторыми своими свойствами или умениями. Когда такой брак заключается, он длится успешно до тех пор, пока эти самые договорные условия соблюдаются. Как только они перестают соблюдаться, начинаются проблемы, и люди из них выходят обычно известным способом. Тем способом, который они видели в своей родительской семье. Они формируют коалицию. Ребенок триангулируется, становится вершиной треугольника и начинает выполнять определенные функции в супружеских отношениях своих родителей. И это все продолжается и продолжается.
Техника составления генограммы При составлении генограммы необходимо отразить взаимоотношения всех людей, входящих в семейную систему, а также их имена и фамилии, даты рождения, бракосочетаний, разводов и смерти, образование, род занятий, профессии, тяжелые заболевания, страну проживания, религию. Существуют определенные правила составления генограммы: 1. В генограмме используются специальные символы, чтобы схема содержала как можно больше информации, но при этом оставалась лаконичной. Мужчины изображаются квадратом, женщины кругом. Внутри каждого символа указывается возраст, если человека нет в живых – над символом указываются даты рождения и смерти. Символом «Х» внутри символа человека обозначается умерший.
4. Дети на генограмме помещаются под родителями, слева на право от самого старшего до самого младшего. Здесь же отображаются аборты или неудачные беременности. Также сюда вносятся животные, если они играют важную роль в жизни человека.
|