articles Гляжусь в тебя, как в зеркало
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Гляжусь в тебя, как в зеркало



Когда-то Л. Н. Толстой сказал, что "Глаза - зеркало души человека" (во всяком случае, авторство этаго изречения приписывается именно ему)

А ещё в своей известной песне, строку которой я вынесла в заголовок этой публикации, Ю. Антонов пел, что вглядываясь в близкого нам  человека можно испытать удивительные ощущения, несравнимые ни с чем иным.

Почему же глаза человека так привлекательны? Что мы ищем в них, какие ответы? Почему нам так важно быть рядом с теми, кто своим поведением и отношением к нам даёт нам уверенность, спокойствие, ощущение собственной важности и нужности - всё то, чего мы не в силах получить нигде, кроме как в близких отношениях? Давайте разбираться.

 

Итак, глаза - это зеркало нашей души, да и нас самих. Но в них мы ищем не только ответ на вопрос, что происходит в скрытых от других людей глубинах, и ищем подтверждения глубокой связи с важным нам близким. Гораздо чаще наш интерес к глазам находящегося рядом человека связан с желанием понять себя, найти ответы на свои собственные вопросы о самом себе же. И это вовсе не связано с нашим эгоизмом, цинизмом или бесчувственностью. Это не показатель того,что другой нам не важен. Такое стремление вполне обосновано и уходит корнями ни куда бы то ни было, а в наше детство (да-да, опять туда). И здесь нет зависимости от того, сколь благополучным оно было - мы так или иначе будем искать своего отражения "в родительских зеркалах". Скорее, здесь будет идти речь об интенсивности этого поиска, его продолжительности и зависимости от него. 

 

Почему же нам так важно увидеть свое отражение в другом человеке? Почему в свои 30, 40 лет и даже в более зрелом возрасте мы всё ещё ищем глаза, способные нас отразить? Для этого нам придется вернуться назад лет на 10, 20, 30... (для каждого эта цифра будет своей) и проследить динамику развития ребенка.

 

Рождаясь, ребенок ничего не знает о себе, как об отдельной личности, отдельном человеке. Он - и есть вселенная. В процессе развития на 1-ом году жизни ребенок открывает для себя присутствие другого - родителя, и его мир расширяется до границ сначала узнаваемого другого (как правило , это мать. Реже - другой ухаживающий за ребенком взрослый), позже его семьи и родного дома. Со временем это расширение будет происходить на протяжении всей жизни и в пространство взрослеющего человека будут включаться новые люди, события, явления, пространства, знания, ощущения, чувства... Новое видение и понимание себя. Но это будет потом, а сейчас вернёмся к нашему малышу. 

 

Вот он увидел другого, которым в первую очередь становится мама. Ухаживая за ним, она рассказывает и показывает ему кто он и каков он, своими ласковыми прикосновениями обозначает границы его тела, правилами и поддерживающими словами показывает пределы его желаний и возможностей. Она не только рассказывает и показывает, но и отражает. Именно в её словах и реакциях маленький человек узнаёт о себе и узнаёт себя, формируя таким образом не только возможность видения внешнего мира и себя в нём, но и создавая предпосылки интроспекции - видения и понимания своего внутреннего мира, себя. 

 

Именно в этих отношениях зарождается представление о себе, знание и понимание себя, образ себя. Именно в глазах матери ребенок обнаруживает самоё себя в огромном пространстве вселенной, отделяясь от него и, одновременно, сохраняя связь с ним на всю жизнь. И именно это отражение он будет нести на протяжении многих лет, соотнося все происходящее с ним с тем "отражением", в котором когда-то узнал себя. 

 

В последствии, выстраивая новые отношения, встречая новых людей это отражение будет камертоном и золотым стандартом, сверяясь с которым уже повзрослевший человек будет определять комфортность переживания себя в этих отношениях и с этим человеком, в той роли, которую он сейчас проживает.

 

Если отражение было достаточно хорошим (именно таким, а не идеальным. Ещё Д. Винникот обратил внимание на то, что благотворной для развития служит именно достаточная "хорошесть" матери, тогда как стремление к идеалу столь же пагубно, как и её отсутствие), то при любых трудностях, сомнениях, жизненных перепетиях, расставаниях, неудачах такая сверка будет давать опору и уверенность в том, что со мной всё в порядке, трудности меня не разрушат, я справлюсь, я смогу двигаться дальше, я выдержу. 

 

Но бывает так, что в жизни ребенка такой отражающий взгляд либо отсутствует вовсе, либо столь искажен, что в нем не разглядеть себя. Когда это происходит? Когда родитель отсутствует - ушел из семьи, погиб или умер. Когда произошел отказ от ребенка. Когда физическое присутствие в семье есть, но оно номинально - алкоголизм, наркомания, игромания и другие формы зависимого поведения. Когда есть психическое заболевание взрослого. Когда семья складывается по деструктивному типу и тогда не взрослый отражает ребенка, но ищет отражения себя в нем, компенсируя, таким поведением, трудности собственного развития, либо отсутствие партнера (опять же отсутствующего совершено по различным причинам). Когда есть синдром "мертвой" матери/"мертвого" отца - она/он есть рядом, но в силу переживания непереносимой боли от утраты значимого близкого (либо другой значимой потери), взрослый недоступен для ребенка на психологическом и эмоциональном уровне. Когда между взрослым и ребенком складываются инцестуозные отношения. Все эти и многие другие ситуации провоцируют развития существенной прорехи в переживании человеком собственной идентичности, понимании и принятии себя, своего Я.

 

В терапии это состояние описывается клиентами, как переживание пустоты, потерянности, разрозненности и разорванности себя, черной дыры, ненужности, отчуждённости, изолированности, преданности, черноты, оглушающей тишины либо постоянного фонового шума, бесконечного падения, отсутствия пристанища, вечного тотального незнания и неудовлетворённости...

 

В формирующихся отношениях с партнером будет переживаться опасность, недоверие, страх поглощения и одновременное стремление к слиянию, постоянный поиск себя и невозможность принятия предлагаемого отражения, ощущение одиночества в присутствии другого, обманутость и неизбывная надежда. 

 

Когда в детстве не было опыта отраженности, вызванные этим отсутствием переживания сбивают с ног, не дают ощутить полноту жизни, возможность быть рядом с другим и с самим собой, иметь твердую опору. Но отсутствие такого опыта вовсе не говорит об отсутствии собственного отражения. То, чего не было в отношениях с родителем, потеряно, но не утрачено. Пребывание в терапевтических отношениях может стать возможностью получить ранее неполученное отражение, увидеть себя, восстановить или обрести восприятие себя и сформировать вновь либо трансформировать свою идентичность, сказать себе: "Это - Я. И Я таков". Полученный в терапии опыт увеличивает способность переживать жизнь во всем её многообразии и противоречивости, обрести в поддерживающих отношениях подлинное ощущение себя и творчески воплотить его в своей жизни. 

 

 

 






Об авторе статьи

`
Говрякова Надежда Сергеевна

Рейтинг психолога: 6 6

Говрякова Надежда Сергеевна

Аналитический психолог, социальный педагог. Ассоциированный член Ассоциации Аналитических Психологов (ААП). Работаю в индивидуальном формате с подростками (старше 16 лет) и взрослыми
Город: Москва Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Психолог Савельева Дарья Сергеевна
Консультация по Skype

Савельева Дарья

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю с взрослыми в личной формате
Психолог Мещанова Светлана Николаевна

Мещанова Светлана

Психолог, гештальт-консультант, работаю в интегративном подходе, индивидуально со...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍