articles
Когда-то Л. Н. Толстой сказал, что "Глаза - зеркало души человека" (во всяком случае, авторство этаго изречения приписывается именно ему)
А ещё в своей известной песне, строку которой я вынесла в заголовок этой публикации, Ю. Антонов пел, что вглядываясь в близкого нам человека можно испытать удивительные ощущения, несравнимые ни с чем иным.
Почему же глаза человека так привлекательны? Что мы ищем в них, какие ответы? Почему нам так важно быть рядом с теми, кто своим поведением и отношением к нам даёт нам уверенность, спокойствие, ощущение собственной важности и нужности - всё то, чего мы не в силах получить нигде, кроме как в близких отношениях? Давайте разбираться.
Итак, глаза - это зеркало нашей души, да и нас самих. Но в них мы ищем не только ответ на вопрос, что происходит в скрытых от других людей глубинах, и ищем подтверждения глубокой связи с важным нам близким. Гораздо чаще наш интерес к глазам находящегося рядом человека связан с желанием понять себя, найти ответы на свои собственные вопросы о самом себе же. И это вовсе не связано с нашим эгоизмом, цинизмом или бесчувственностью. Это не показатель того,что другой нам не важен. Такое стремление вполне обосновано и уходит корнями ни куда бы то ни было, а в наше детство (да-да, опять туда). И здесь нет зависимости от того, сколь благополучным оно было - мы так или иначе будем искать своего отражения "в родительских зеркалах". Скорее, здесь будет идти речь об интенсивности этого поиска, его продолжительности и зависимости от него.
Почему же нам так важно увидеть свое отражение в другом человеке? Почему в свои 30, 40 лет и даже в более зрелом возрасте мы всё ещё ищем глаза, способные нас отразить? Для этого нам придется вернуться назад лет на 10, 20, 30... (для каждого эта цифра будет своей) и проследить динамику развития ребенка.
Рождаясь, ребенок ничего не знает о себе, как об отдельной личности, отдельном человеке. Он - и есть вселенная. В процессе развития на 1-ом году жизни ребенок открывает для себя присутствие другого - родителя, и его мир расширяется до границ сначала узнаваемого другого (как правило , это мать. Реже - другой ухаживающий за ребенком взрослый), позже его семьи и родного дома. Со временем это расширение будет происходить на протяжении всей жизни и в пространство взрослеющего человека будут включаться новые люди, события, явления, пространства, знания, ощущения, чувства... Новое видение и понимание себя. Но это будет потом, а сейчас вернёмся к нашему малышу.
Вот он увидел другого, которым в первую очередь становится мама. Ухаживая за ним, она рассказывает и показывает ему кто он и каков он, своими ласковыми прикосновениями обозначает границы его тела, правилами и поддерживающими словами показывает пределы его желаний и возможностей. Она не только рассказывает и показывает, но и отражает. Именно в её словах и реакциях маленький человек узнаёт о себе и узнаёт себя, формируя таким образом не только возможность видения внешнего мира и себя в нём, но и создавая предпосылки интроспекции - видения и понимания своего внутреннего мира, себя.
Именно в этих отношениях зарождается представление о себе, знание и понимание себя, образ себя. Именно в глазах матери ребенок обнаруживает самоё себя в огромном пространстве вселенной, отделяясь от него и, одновременно, сохраняя связь с ним на всю жизнь. И именно это отражение он будет нести на протяжении многих лет, соотнося все происходящее с ним с тем "отражением", в котором когда-то узнал себя.
В последствии, выстраивая новые отношения, встречая новых людей это отражение будет камертоном и золотым стандартом, сверяясь с которым уже повзрослевший человек будет определять комфортность переживания себя в этих отношениях и с этим человеком, в той роли, которую он сейчас проживает.
Если отражение было достаточно хорошим (именно таким, а не идеальным. Ещё Д. Винникот обратил внимание на то, что благотворной для развития служит именно достаточная "хорошесть" матери, тогда как стремление к идеалу столь же пагубно, как и её отсутствие), то при любых трудностях, сомнениях, жизненных перепетиях, расставаниях, неудачах такая сверка будет давать опору и уверенность в том, что со мной всё в порядке, трудности меня не разрушат, я справлюсь, я смогу двигаться дальше, я выдержу.
Но бывает так, что в жизни ребенка такой отражающий взгляд либо отсутствует вовсе, либо столь искажен, что в нем не разглядеть себя. Когда это происходит? Когда родитель отсутствует - ушел из семьи, погиб или умер. Когда произошел отказ от ребенка. Когда физическое присутствие в семье есть, но оно номинально - алкоголизм, наркомания, игромания и другие формы зависимого поведения. Когда есть психическое заболевание взрослого. Когда семья складывается по деструктивному типу и тогда не взрослый отражает ребенка, но ищет отражения себя в нем, компенсируя, таким поведением, трудности собственного развития, либо отсутствие партнера (опять же отсутствующего совершено по различным причинам). Когда есть синдром "мертвой" матери/"мертвого" отца - она/он есть рядом, но в силу переживания непереносимой боли от утраты значимого близкого (либо другой значимой потери), взрослый недоступен для ребенка на психологическом и эмоциональном уровне. Когда между взрослым и ребенком складываются инцестуозные отношения. Все эти и многие другие ситуации провоцируют развития существенной прорехи в переживании человеком собственной идентичности, понимании и принятии себя, своего Я.
В терапии это состояние описывается клиентами, как переживание пустоты, потерянности, разрозненности и разорванности себя, черной дыры, ненужности, отчуждённости, изолированности, преданности, черноты, оглушающей тишины либо постоянного фонового шума, бесконечного падения, отсутствия пристанища, вечного тотального незнания и неудовлетворённости...
В формирующихся отношениях с партнером будет переживаться опасность, недоверие, страх поглощения и одновременное стремление к слиянию, постоянный поиск себя и невозможность принятия предлагаемого отражения, ощущение одиночества в присутствии другого, обманутость и неизбывная надежда.
Когда в детстве не было опыта отраженности, вызванные этим отсутствием переживания сбивают с ног, не дают ощутить полноту жизни, возможность быть рядом с другим и с самим собой, иметь твердую опору. Но отсутствие такого опыта вовсе не говорит об отсутствии собственного отражения. То, чего не было в отношениях с родителем, потеряно, но не утрачено. Пребывание в терапевтических отношениях может стать возможностью получить ранее неполученное отражение, увидеть себя, восстановить или обрести восприятие себя и сформировать вновь либо трансформировать свою идентичность, сказать себе: "Это - Я. И Я таков". Полученный в терапии опыт увеличивает способность переживать жизнь во всем её многообразии и противоречивости, обрести в поддерживающих отношениях подлинное ощущение себя и творчески воплотить его в своей жизни.