articles
В книгу «Голос тела» Александра Лоуэна, доктора медицины, вошли не издававшиеся ранее лекции, прочитанные им в разные годы для разных аудиторий. Помимо того, что здесь в сжатой, лаконичной форме изложена сама суть биоэнергетического метода, значительный интерес представляет то, что некоторые концепции изложены в этих лекциях несколько иначе, чем в его получивших мировую известность книгах, и некоторые частные вопросы, такие как агрессия, воля к жизни и желание умереть, влияние стресса и психосоматика, рассмотрены более подробно.
В статье «Ритм жизни» Лоуэн исследует телесное удовольствие. Лоуэн отмечает: если к болезни и недугу часто относятся как чему-то важному, то удовольствие часто рассматривают как нечто несущественное и неуловимое. Он излагает телесную теорию удовольствия, опирающуюся на ритмы тела, которая идет гораздо дальше, чем простое определение удовольствия как отсутствия боли. Его рассуждения включают теорию эмоций с акцентом на пагубные последствия их подавления и заканчиваются рассмотрением энергетического поля, которое окружает и связывает всех нас.
В статье «Дыхание, движение и чувство» Лоуэн развивает понятие ритма, фокусируясь на дыхании и движении фундаментальных ритмических процессах, необходимых для жизни и определяющих чувство. Он представляет ряд терапевтических упражнений для углубления чувств и рассуждает о важности выражения подавленных негативных чувств как отправной точки терапии.
Эта же тема развивается в статье «Самовыражение: новые разработки в биоэнергетической терапии». Лоуэн подчеркивает, что самовыражение по своей сути является движением. Он также обращает внимание на важность глаз как для самовыражения, так и для установления контакта с другими людьми. Эта статья включает психологическую теорию расстройств зрения, а также понимание Лоуэном эмоционального здоровья, обусловленное степенью самовыражения, которое происходит через зрительный контакт с другими.
В работе «Мышление и чувство: биоэнергетический анализ мышления» Лоуэн исследует роль мышления в связи с эмоциями, включая его адаптивную функцию и способность искажаться в качестве защитного механизма. Он считает роль мысли особенно важной в самоутверждении через поддержание критической рациональности. Аналогичным образом исследуются отношения между мыслью, истиной и красотой.
В статье «Секс и личность» Лоуэн представляет свое понимание сексуальности, связанное с эволюцией человека, что, в конечном счете, необходимо для преодоления ощущения изоляции и одиночества, возникающего при индивидуации. Он развивает эту мысль в сравнении динамики гомосексуальности, в отличие от гетеросексуальности, а также в теории оргазмического переживания, включая его различное выражение у мужчин и женщин.
В работе «Воля к жизни и желание умереть» Лоуэн разбирает, как оба эти феномена создают сопротивление, мешающие самореализации в жизни. Очевидно, что ориентация на стремление к смерти, выражающаяся в суицидальных мыслях, является таким препятствием; однако Лоуэн показывает, что воля к жизни тоже может быть аналогичным препятствием в плане отрицания человеческого существования. Указывая на важность доступа к агрессии для самореализации, Лоуэн предлагает способ решения этих проблем.
Лоуэн развивает тему борьбы жизни и смерти в работе «Ужас: перед лицом нереальности. Самовыражение и выживание». Определяемый как ощущение шока, ужас подается как культурная эндемия и омертвление чувств. Лоуэн исследует, как самовыражение может стать выходом из состояния омертвения от ужаса.
В статье «Агрессия и насилие в личности» Лоуэн исследует различия между агрессией, насилием и жестокостью. Они рассматриваются с точки зрения того, как люди могут оказаться буквально «подвешенными», то есть отделенными от нижней части тела, скажем, кишечника и гениталий, а также с точки зрения роли нижней части тела в агрессии и насилии.
Наконец, в работе «Психопатическое поведение и психопатическая личность» Лоуэн рассуждает о роли власти и контроля в связи с пустым, фрустрирующим и саморазрушительным образом жизни. Психопат описан как человек, сосредоточенный на манипуляции и самовозвышении и игнорирующий при этом опасность средств, которыми это достигается.