Психологический навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Горе от ума



Вообще-то, ум нам дан для пользы. Но вот распоряжаемся мы своим умом, прямо скажем, коряво. Мы попросту используем его не в то время и не в том качестве, обделяя себя радостью и удовольствием. Давайте поясню, что я имею в виду.

Ум — это счетная машина. Главная задача ума — обеспечить выживание сейчас и в перспективе. Для этого ум запоминает информацию, ищет взаимосвязи (и находит даже там, где их нет), планирует, продумывает и вообще очень занят. Ум любит определенность, и поэтому недостаток информации воспринимается умом как нечто неприятное, недопринятые решения терзают, а повисшие в воздухе вопросы заставляют тревожиться. Разумеется, ведь неизвестность и неопределенность — это потенциальная опасность. Но где же здесь подвох?

Давайте обратим свой взор на малыша, который только начинает жить и для которого весь мир — непонятная и необъяснимая сказка. Ум ребенка — заострен, постоянно в поиске и в выяснении всего, что только можно: а почему люди не летают? А откуда я взялся? А есть ли жизнь на марсе? А почему? А зачем? — и прочие выводящие взрослых из равновесия вопросы. Ум ребенка активно ищет, заполняя пустоты в картине мира и находя ответы на все новые вопросы. Что происходит далее, по мере взросления? Стремление ума «все понять» поистине безгранично. И чем больше человек понимает, тем более приспособленным он становится (по крайней мере, ему так кажется). И вот здесь — начинается чудеса. Вернее — чудеса как раз заканчиваются, потому что как только ум (как правило, у уже взрослого человека) все про мир выяснил — жизнь вдруг останавливается. Вы спросите — почему? Потому что «Дед мороз — это наряженный обычный человек», «До луны — ... километров», «Вселенная устроена следующим образом...», «Радость сопровождается выделением эндорфина» и прочие умные вещи, которые мир объясняют и при этом — «останавливают». Разумеется, жизнь вокруг человека продолжает кипеть, все живет, движется и меняется. Но если человек воспринимает мир исключительно через призму ума, то ум, все разложив «по полочкам», движения не видит, не замечает, и мир — застывает. Движение — это всегда новое: новая информация, новые впечатления, неизвестные обстоятельства и факты. Когда есть необычное, когда есть неожиданное (ум здесь читает — «опасное») — тогда и ощущается жизнь, жизнь как движение. И от этого — удовольствие. А при отсутствии движения и изменений, когда все «уже известно и опостылело» — возникает скука и даже тоска. Мда.

Как же быть с умом? Отказаться от него вообще? — Нет, это было бы странно (как было бы странным отказываться от зонтика, если через него вы не видите солнца: надо же просто зонтик закрыть, когда дождя нет). Но и жить только под «колпаком ума» — тоже ошибка. Умом надо пользоваться, причем пользоваться именно по назначению: для решения задач, для планирования пути по достижению целей, для сравнения, анализа. Но все эти «умные» задачи являются служебными. Служебными — т. е. обслуживающими другие важные стороны жизни. Ведь жить долго — это хорошая цель, но жить долго без удовольствия и радости — кому это надо? Достичь поставленной цели — классно, но достичь и не насладиться — пресно. Решить трудную задачу — превосходно, но отложить радость от ее решения на потом (до следующей жизни?) — странный выбор.

А что же делать? Рекомендую научить себя жить и вне рамок ума. Т. е. — концентрируя свое внимание и на ощущениях тоже (заметьте — не «только», а «и в том числе»). Для этого есть одно очень простое и вместе с этим очень трудное упражнение: «Прочувствованное удовольствие». Делается оно просто: все, что бы вы ни делали — вы делаете с прочувствованным удовольствием, находясь здесь и сейчас, без спешки и суеты (кстати, можно делать быстро, но без спешки — с удовольствием).

Например, вы налили себе чайку с лимончиком. Ах, превосходный аромат. А вы его пьете с удовольствием, или попутно решая в уме мировые проблемы? Давайте уже определяться: либо решаете проблемы, либо пьете чай (кстати, и то, и другое можно делать без удовольствия, а можно по-другому). Итак, вы решили все же насладиться напитком. Тогда — пусть весь мир подождет. Вдыхаете аромат, предвосхищаете глоток живительной влаги и с удовольствием воплощаете этот смачный глоток в жизнь. Ощущаете кислинку и тепло, проливающее к вам внутрь бодрящую порцию витаминчиков. Чувствуете прилив сил? Вот, продолжайте в том же духе. И так — ближайшую жизнь.

Можно таким образом, с удовольствием, проживать любой процесс, который вы себе организовали: будь то прогулка в магазин или составление квартального отчета. Не важно, что именно вы делаете, важно как. И когда у вас есть выбор: сделать просто или сделать с удовольствием — вы что выберете? Вот и правильно! И, кстати, чтобы ум успокоился: с удовольствием любые задачи, как правило, выполняются быстрее и эффективнее.

Попробуете?

Кстати, на пути «разотождествления с умом» вас ждут как приятные сюрпризы, так и другие. И тем интереснее, не правда ли?

Таким образом, мы наш разговор про особенности ума пока не завершаем, нам еще есть что обсудить. А вы пока — поупражняйтесь. Желаю вам удовольствия!

Тренинг-центр "Синтон"






Константин |
Это всё правильно, я с этим полностью согласен, но не всегда получаеться ум выключить.Он незаметно опять подбираеться и берёт верх. Мы все автоматы, и ещё это же удовольствие шевелить мозгами, входить в транс.....Автоматически начинаешь забывать про осознанность, вот это сложно.

Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Захарова Римма Анатольевна

Захарова Римма

Педагог -психолог. Практический психолог....
Психолог Самратов Рустем Асылканович

Самратов Рустем

Сертифицированный психолог, работаю...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍