articles
В психотерапию приходят клиенты с разной степенью готовности к ней. Готовность к психологической работе подразумевает, что человек в общих чертах понимает, как она устроена, чего он от неё хочет, какие она содержит в себе возможности и ограничения и что требуется от клиента в процессе для достижения результата. Идеально готовый клиент - тот, кто чётко осознаёт, куда, зачем и почему он идёт, и таких крайне мало. Часто люди приходят со смутными запросами или даже ложными запросами, в которых они могут обманывать сами себя. Например, когда человек приходит в терапию с запросом на то, чтобы отпустить прошлые отношения и начать новую жизнь, но на самом деле за его запросом стоит более глубинный - он хочет, чтобы кто-то посочувствовал ему, пожалел и принял его сторону в конфликте с супругом или супругой. И тогда терапевту озвучивается ложный запрос, потому что истинный озвучить слишком стыдно, либо человек не в состоянии пока осознать, чего хочет на самом деле.
Аналогично туманными могут быть представления клиентов о структуре терапии, её границах, ходе и длительности. Кто-то думает, что к психологу можно заглянуть всего пару раз, а длительная терапия ни к чему - это пустая трата времени и выманивание денег. И, конечно, за пару сеансов невозможно достичь существенных и устойчивых изменений, в результате чего человек разочаровывается в терапии, ведь изначально его привели к ней иллюзорные ожидания. Или потенциальный клиент может думать, что терапия подобна приёму у врача в частной клинике, захотел - записался, передумал - не предупредил и не пришёл. Но в терапевтическом процессе на первый план выходят отношения между психологом и клиентом, которые отражают отношения клиента с другими людьми и миром, и именно благодаря отношениям свершаются изменения, а потому любые события в этих отношениях важно символически обозначать, например, не игнорировать, а оплачивать пропуски.
От терапии клиент также может ожидать чуда - что психолог всё ему разъяснит, по полочкам разложит, даст дельный совет, разрешит его проблемы. И тогда аналогично степень готовности к терапии у клиента низкая - он не понимает, что представляет собой терапия, а, если начать ему объяснять, может не поверить, возражать или переключиться на поиск другого, более соответствующего его представлениям психолога.
Рынок услуг предлагает широкое многообразие - консультироваться можно в разных подходах и форматах, и некоторые специалисты для лучших продаж могут кормить людей заоблачными обещаниями ("я помогу", "я всё разрешу", "обращайтесь ко мне"). В таком многообразии легко потеряться, а в количестве статей по психологии - запутаться, ведь у клиента чаще всего нет специализированной подготовки, а, значит, нет и ориентиров - как отличать что-то полезное и хорошее для себя.
Степень готовности клиента оказывает серьёзное влияние на терапевтический процесс, поскольку, когда в терапию приходит абсолютно неподготовленный клиент, важной частью терапии становится его подготовка. Несколько сеансов могут уйти на проговаривание и разъяснение правил терапии и того, как всё это работает. При отсутствии подготовленности такие сеансы могут казаться клиенту "пустыми", ведь на них ещё не идёт работа непосредственно с его проблематикой, а лишь совершается подготовка - обсуждаются условия, собирается история жизни. На отдельные темы ("что такое сеттинг", "значение терапевтических отношений", "длительность терапии") можно было бы писать целые статьи, книги и читать лекции, но в терапевтическом формате психолог вынужден излагать все это кратко и ёмко, из-за чего могут возникать непонимания, дополнительные вопросы со стороны клиента. Клиенту, который ни разу не был в терапии и не слышал о ней, проявления терапевтической культуры могут казаться максимально странными. Он может задаваться наивными вопросами по типу "а как связаны отношения с моей мамой с отношениями с женой?", "почему я должен признавать в себе качества, которые не люблю в других?", "почему психолог не может задержаться со мной и уделить мне пару лишних минут, ведь я регулярно задерживаюсь на своей работе" и т.д.
У неподготовленного клиента высок риск не понять, что такое терапия, зачем она нужна и соскочить с неё, не успев даже её начать. Для психолога неподготовленный клиент труден в работе, поскольку ему приходится каждый раз заново объяснять, казалось бы, очевидные и простые вещи. Однако именно у неподготовленного клиента, в некотором смысле, больше ресурсов для серьёзных изменений, поскольку поле его психики ещё не было затронуто психологией, а, значит, пока он не может использовать психологию для самообмана, самозащит и манипуляций собой и другими, что может быть характерно для людей, которые давно в психологической теме. Если клиент не подготовлен, с высокой вероятностью он будет показывать быстрые результаты, поскольку психологический подход к своей жизни для него новый и неизведанный, и даже небольшие осознания могут дать хорошие плоды.
В то же время от подготовленного клиента в большей степени можно ожидать понимания терапевтического процесса и дисциплины, поскольку такой клиент уже искушён, начитан, имеет опыт терапии и знает, чего он хочет. В случае, когда клиент подготовлен, у него возникает меньше вопросов, и материал сеансов лучше ложится на уже имеющиеся у него знания и опыт в сфере психологии, а потому изменения происходят легче и мягче.
Подготовка клиента - процесс, который зависит не только от психолога, но и от культуры, в которой живут люди. Сейчас психологии уделяется всё больше внимания - на выбор для обычного пользователя написано огромное количество статей на разные темы, есть подкасты, короткие видео, литература и курсы разного уровня сложности. И, конечно, для каждого человека полезнее и продуктивнее не только посещать терапию, но и углублять свой уровень психологической грамотности, поскольку сеансы слишком коротки для того, чтобы подробно рассматривать на них все теоретические тонкости. Сеансы - это больше про контакт и отношения, чем про обучение, хотя в них могут присутствовать и обучающие элементы. Но основная работа над собой происходит между сеансами, когда человек осмысляет для себя их содержание, читает, слушает, осознаёт и внутренне меняется. Именно поэтому подлинная терапия вряд ли может ограничиться только сеансами. В процессе сеансов психолог может направить клиента, но самообразование и самопреобразование - процессы, которые находятся в зоне развития и роста самого клиента, как и его сознательный, ответственный подход к терапии.