articles
Особенности детей с ЗПР
Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и, вместе с тем, временный, характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей.
Поведение детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся детей).
Наблюдается отставание по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего им трудно сосредоточиться на одном задании.
Также проявляются инфантильные реакции в эмоционально-волевой сфере – примитивность эмоций и их неустойчивость, дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Речь характеризуется ограниченностью словаря, недостаточной сформированностью грамматического строя, наличием недостатков произношения и звукоразличения, а также низкой речевой активностью.
Однако при своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи, возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения.
Как подготовить ребенка к школе?
1. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские площадки, больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, сочинять разные истории, чаще рассказывать о том, что вы делаете (комментировать свои действия), привлекать его к посильному труду. Необходимо пробуждать познавательный интерес у ребенка.
2. Необходимо оценить возможности ребенка с задержкой и его успехи, заметить прогресс (пусть и незначительный), а не думать, что он сам всему научится.
3. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, проявляйте участие к проблемам ребенка. Важно помнить, что он не выполняет ваших требований в силу своих особенностей (неусидчивость, быстрая переключаемость внимания, низкая сосредоточенность и т.д.), а не назло вам.
4. Важно постоянно общаться с ребенком, проводить занятия систематически, выполнять рекомендации воспитателя и специалистов.
Дидактические игры
Для того, чтобы помочь ребенку с задержкой подготовиться к школе, можно использовать дидактические игры, игры с правилами, направленные на развитие произвольности, целенаправленности, контроля своих действий. Ниже приведены примеры таких игр.
Игра «Запретное слово»
Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он — отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов. Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например, да и нет.
Игра «Фотограф и заяц»
Эта игра развивает точность движений. Для нее нужны бумага и карандаш. Вы в одном углу листа бумаги рисуете фотографа, а в другом—зайца (изображения схематические). Ребенку предлагается сфотографировать зайца (штрихом карандаша соединить изображения). Попробуйте сделать это сами, это не так просто. Потренируйтесь вместе.
Игра «Угадай, что получится»
Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внес последнее изменение.
Для ребенка важно, чтобы родители взаимодействовали с ним в форме игры. Взрослый показывает образец действия, учит ребенка. А ребенок в последующем воспроизводит его в других ситуациях.
Так накапливается опыт реагирования и способов действия в различных ситуациях. И школьная среда будет не такой стрессовой, если готовиться к этому вместе с ребенком.
Объясняйте ребенку, что он пойдет в школу, рассказывайте, что его ждет там (уроки, перемены, классный руководитель, школьные правила). Сам он не сможет узнать об этом заранее, а затем столкнется неожиданно. Такая ситуация будет стрессовой для ребенка, она совсем новая, ребенок еще не сталкивался с таким. Школьная ситуация для него непривычна. Поэтому важно подготовить ребенка к этому рассказами о школе.
Литература:
Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. Учебное пособие.-М.: Сфера, 2009.-320 с.