Семья пришла в ресторан пообедать. Официантка приняла заказ у взрослых и затем повернулась к их семилетнему сыну.
— Что вы будете заказывать?
Мальчик робко посмотрел на взрослых и произнес:
— Я бы хотел хот-дог.
Не успела официантка записать заказ, как вмешалась мать:
— Никаких хот-догов! Принесите ему бифштекс с картофельным пюре и морковью.
Официантка проигнорировала ее слова.
— Вы будете хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросила она мальчика.
— С кетчупом.
— Я буду через минуту, — сказала официантка и отправилась на кухню.
За столом воцарилась оглушительная тишина. Наконец мальчик посмотрел на присутствующих и сказал:
— Знаете что? Она думает, что я настоящий!(с)
Энтони де Мелло "Когда Бог смеется" Я на днях обнаружила эту самую притчу в материале Анны Зарембо «Синдром самозванца» в совсем другой версии (
http://www.snob.ru/profile/25785/blog/61186), Она оказалась настолько милой и «причесанной», близкой по жанру к анекдоту, что ее смысл стал лишь в какой-то мере соответствовать первоисточнику. Я бы не стала об этом писать, если бы эта притча не произвела на меня сильного впечатления, и я не считала бы ее ценной именно в том виде, как она изложена в книге у Энтони де Мелло. Возможно, что к Анне эта притча уже попала в этой «новой редакции», и именно эта версия удачно подошла для раскрытия темы: «Как договориться с перфекционистом в себе?». Жалко стало, что другой, более глубокий, уцелевший даже после переделки притчи, уровень послания, оказался не востребованным. Ясно, что проблема выходит далеко за границы вопросов, связанных с регуляцией самооценки.
Притча обращается на своем символическом языке к самим истокам формирования восприятия собственного Я, как подлинного, и предупреждает нас о том, каким хрупким на самом деле является этот процесс, который фатальным образом зависит от матери.
История с хот-догом символизирует собой такой тип отношения матери к ребенку, когда мать игнорирует его физический и эмоциональный опыт. Само восприятие ребенком собственной психической жизнедеятельности расценивается как неполноценное или не достоверное. Вспомним популярную в свое время систему доктора Спока по уходу за младенцами, где он советовал кормить малыша строго по часам в течении фиксированного времени. Конечно, ребенок приспособится, но какой ценой? Сигналы собственного организма о голоде на подсознательном уровне будут оценены как не имеющие отношения к принятию пищи. Или, например, как часто бывает, что ребенок говорит, что ему жарко, а ему отвечают, что это не так, и одевают еще одну кофту. С чувствами ситуация еще сложнее. Например, ребенок не дает никому поиграть с игрушкой и говорит, что ему жалко, что он не хочет ее отдавать. Ему начнут объяснять, что жадность – плохое чувство, вместо того, чтобы обозначить разницу между чувством и поступком и дать возможность в дальнейшем сделать осознанный выбор. Примерно тоже самое, происходит и с желаниями.
Как только отдельные эмоции или потребности объявляются нелегитимными, в дело вступают психологические защиты, искажающие реальность, и у ребенка вырабатывается подсознательная установка, что его подлинные физические ощущения, чувства, желания не могут быть использованы для оценки реальности.
Один из вариантов реагирования на это – отказ и вытеснение всего «неправильного» на подсознательный уровень. В результате ребенок теряет контакт с частью своего психического содержания, а оставшаяся часть осознается в сильно искаженном виде. Кроме того, он вынужден опираться на чужие оценки себя, не доверяя сигналам собственной психики. Что мы имеем в итоге – нарушение процесса формирования самоидентичности и представлений об окружающей реальности.
"Синдром самозванца" - ощущение себя обманщиком, тем, кто выдает себя за кого-то другого, о котором написала Анна - не является ли на самом деле сигналом о нарушении этого базового процесса?
В этом случае идет речь о феномене переживания человеком собственного Я как фальшивого.
Так может быть, не нужно себя разубеждать, может стоит довериться своим ощущениям и сфокусировать внимание на вопросе о том, что это за внутренний объект, который так настойчиво шлет эти сигналы? Откуда он взялся? И почему настаивает на своем? Если он считает, что Ты – Самозванец, то может быть ему что-то известно про твое Настоящее Я? Или…это и есть неведомое твое Настоящее Я, живущее где-то на задворках души?
Что, если эта притча на самом деле про тебя? Что если ты и есть тот Мальчик, который уже поверил, что и ты сам и все твои чувства и желания существуют в этом мире понарошку? И никто не сказал тебе правду, никто не побежал готовить тебе - ребенку вредный для здоровья хот-дог. Ведь в жизни таких фей-официанток по пальцам перечесть! И пришлось полюбить «бифштекс с картофельным пюре и морковью». Ведь ты был уверен, что тебе только предстоит стать настоящим, что для этого надо вырасти и стать Взрослым, и вот тогда… И ты отправился в долгий изнурительный Путь к себе. И этот путь оказался длинным, трудным и …бесполезным.
Ибо никакие достижения в Мире Взрослых – ни семья, ни дети, ни успехи на работе – ничто и никто не превратит тебя в НАСТОЯЩЕГО. Наоборот, будет все больше и больше увеличиваться пропасть между тобой и этой Взрослой Жизнью, которой ты живешь, но которая тебе не принадлежит.
Но если есть тот, кто теребит тебя, кто не дает тебе покоя и обзывает самозванцем, то значит, существует в тебе и другой ребенок, тот, который и без хот-дога всегда знал как обстоят дела на самом деле. Таким был Маленький Принц, с которым посчастливилось встретиться Экзюпери. Может быть, на какой-то самой дальней крошечной планете твоей души живет, выращивая розы, твой Маленький Принц? Только вряд ли он такой уж милый. Он, наверное, очень обижается и злится на тебя за то, что ты запер и забыл его в себе, что не дал возможности прожить в этом мире свою Настоящую Жизнь, сотканную из своих настоящих чувств и желаний, самому полюбить и разлюбить хот-дог. Или…может, все таки... хот-дог? С горчицей или с кетчупом?
Материал впервые был опубликован на
www.snob.ruЛичная страница автора
www.heleka.ru