Психологический
навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Игры с элементами сенсорной интеграции: какое оборудование подойдет?



 

Давным-давно жили-были дети. Они бегали босиком по траве и песку, лазили по деревьям, купались в ручье, строили замки из песка, качались на качелях до темноты, прыгали в озеро с тарзанки, срывали и ели фрукты в саду, собирали грибы, пробовали дикий мед, катались с ледяных гор…

Многие ли из современных детей могут похвалиться таким богатым жизненным опытом?

Технический прогресс и развитие мегаполисов порождает дефицит множества факторов, позитивно влияющих на естественное развитие ребенка. В незатейливой игре маленький человек получает те навыки и способы обработки информации, которые впоследствии служат базой для более сложных умений и навыков, в свою очередь позволяющих формировать речь, регулировать свое поведение. Дети вне образовательного учреждения зачастую лишены значимой группы сверстников, в которой может формироваться подражательная игра. Ребенок в мегаполисе практически лишен полноценной игры с природными материалами и получения базы сенсорного опыта (например, игра с песком, водой, глиной, снегом и т.д.). Родители далеко не всегда могут позволить малышу кувыркаться, качаться, бегать и прыгать столько, сколько диктует естественная потребность, а не общие режимные моменты.

Для создания оптимальной развивающей среды и формирования действительно полезной игровой активности современному педагогу необходимо обладать пониманием механизмов функционирования детского организма в естественных условиях и способностью моделирования их в условиях игрового занятия.

 

В этом нам помогут игры с элементами сенсорной интеграции.

 

Цели игры: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:

   развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;

   развитие высших психических функций;

   совершенствование моторики;

   стимуляция познавательной активности;

   формирование и развитие всех компонентов речи;

   коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;

   совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;

   помощь в адаптации ребенка к новым условиям.

 

Мы используем различный материал, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия

 

Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

·      качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;

·      гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;

·      качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);

·      доски-балансиры, надувные балансиры;

·      фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);

·      дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;

·      горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;

·      батуты;

·      тоннели, маты, под которыми можно проползти;

·      групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

 

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры.

Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас - с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

 

Для развития тактильного восприятия можно использовать такое оборудование, как:

·                    бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;

·                    баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;

·                    тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);

·                    тактильные мешочки и дорожки;

·                    сенсорные коробки - контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);

·                    крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;

·                    материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);

·                    природные материалы для создания композиций и сказочных историй;

·                    сортеры с различными наполнителями.

 

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но и на вид. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

 

Развиваем зрительное восприятие при помощи волшебных предметов:

·      приветствие в кругу «задуй свечу» (если, занимаясь с кем-то из детей, вы опасаетесь иметь дело с открытым пламенем, существуют современные имитации свечек на батарейке с выключателем);

·      белые и цветные декоративные гирлянды (не нагревающиеся, упакованные в пластиковую бутылку или размещенные в интерьере, в недоступном месте), сказки с их использованием;

·      цветной фон для выделения предмета на нем (например, фетр или естественные и цветные крупы, окрашенные пищевыми красителями);

·      цветные элементы определенного цвета (необходимого размера) в монохромной среде;

·      зеркала;

·      калейдоскоп;

·      цветные «стеклышки» для разглядывания мира вокруг (можно использовать пластиковые папки, бутылочки из яркого пластика и т.п. небьющиеся аналоги);

·      цветные светильники, светящиеся шары;

·      театр теней;

·      игра с песком на подсвеченном столе (белая или цветная подсветка позволяет моделировать фон: песок расцвечивается голубым (море), зеленым (травка), желтым (песок), красным (огонь) или нейтральным, создавая универсальный фон для игры).

Одновременно с тренировкой зрительного восприятия, зачастую, мы решаем и другие задачи – изучение цветов, размеров, форм, стимуляция речевого развития, тренируем зрительно-моторную координацию и т.д.

 

Развитие обонятельного и вкусового восприятия это, пожалуй, самый востребованный родителями вариант сенсорной тренировки («наш очень привередлив и избирателен в еде, научите его есть», - говорят родители), но и самый тонкий. Мы даем его скорее в индивидуальной работе и только после подробнейшего опроса семьи на предмет аллергических реакций и пищевых непереносимостей у ребенка.

Тренировка может происходить как за столом во время принятия пищи, так и в отдельно отведенное время (предпочтительнее). Знакомство с новыми запахами и вкусами происходит крайне деликатно и неторопливо. Вплоть до того, что, если ребенок не готов пробовать или нюхать образец, первой победой может считаться лишь его присутствие в непосредственной близости к ребенку определенный отрезок времени (помогут песочные часы).

Используем натуральные овощи, фрукты, ягоды, продукты питания; цветы и другие душистые растения; мешочки с ароматными травами и специями (например, чеснок или палочки корицы); контейнеры с изолированными запахами лекарственного или химического происхождения; ароматические масла (используем с большой осторожностью, после обсуждения с родителями).

 

Примерные варианты игр:

«Баночки с сюрпризом». В непрозрачных баночках находятся разные пахучие вещества и предметы (кусочек булки, долька лимона, очищенные дольки чеснока, несколько капель лекарства (раствор йода), цветок и т.п.). Для начала показываем, как можно нюхать запах в баночке. Затем просим «эксперта» разделить запахи на 2 группы: съедобное и несъедобное; указать контейнер с определенным запахом; полечить куклу (найти лекарственный аромат).

«Съедобное-несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, игрушечная еда). Необходимо разделить их на 2 группы.

«Узнай предмет на вкус»: ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (яблока, огурца, лимона) и отгадывает предмет, показывая на карточке или называя его.

 

Слуховое восприятие мы тренируем чаще всего не изолированно, а в совокупности с другими техниками.

В качестве самостоятельно используемых звучащих игрушек можно использовать небольшие емкости с наполнителем из круп, песка, камней и других натуральных материалов. Игра будет заключаться в поиске аналогично звучащего предмета, определения голоса или звука, принадлежащего действию или персонажу (шаги по песку, плеск воды, шум ветра, рык зверя, пение птички и т.п.).

 

Наибольший интерес у педагогов обычно вызывают комплексные методы, сочетающие в себе несколько методов сенсорной тренировки и объединенные художественной идеей (игра, сказка, сценарий). И, хотя на первый взгляд, они кажутся значительно сложнее (особенно для ребят с особыми образовательными потребностями), мы неоднократно убеждались в том, что именно они чаще всего дают самый глубокий отклик.

Чем больше у ребенка будет сенсорный опыт, тем лучше будет работать его мозг в целом. Мозг обучаем. Если в наши занятия добавлять упражнения, направленные на стимуляцию и обогащение сенсорного опыта, то путем тренировки мы сможем добиться увеличения скорости обработки сенсорной информации.

 

Таким образом, включая в игру элементы сенсорной интеграции, создавая на их основе ежедневную игровую рутину, мы формируем базу, которая в дельнейшем позволит улучшить качество речи, саморегуляции и поведения – основ способности к обучению.

 

 

Островская Екатерина Анатольевна, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

OstrovskayaEA@gppc.ru

 

https://gppc.ru/ 

 







Добавить новый Комментарий


Психолог Кичева Светлана Диковна

Кичева Светлана

Сертифицированный специалист по возрастной,...
Психолог Феоктистова Яна Сергеевна

Феоктистова Яна

Педагог-психолог высшей квалификационной...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Шишорина Варвара

Шишорина Варвара

Психолог-практик. Работаю с людьми различных...
Психолог Рубцова Инна Юрьевна

Рубцова Инна

Психолог. Семейный консультант. Работаю...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Ариев Владимир

Ариев Владимир

Биосенсорная психология и терапия Кризисная...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?