articles
Песок очень интересен детям: начиная с раннего дошкольного возраста он позволяет быстрее установить контакт с ребенком, дает возможность дольше сохранить работоспособность, повышает мотивацию и заинтересованность на занятиях.
Используя игры с песком, можно решить разные задачи, в том числе такие, как развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, развитие связной речи и коммуникативных навыков.
Давайте развиваться, играя!
Игры, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
Игра «Следы»
Дети оставляют на песке разные следы. Следы просим оставлять детей кулачками, ладошками, пальчиками (одним, двумя).
Игра «Море»
Рассказываем и показываем детям картинку моря. Просим детей каждым пальчиком нарисовать волны. Волны рисуем в разных направлениях.
Игра «Узоры на песке»
Взрослый рисует узоры и просит ребенка нарисовать такой же. Узоры, которые предлагаем нарисовать ребенку, должны соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Для развития воображения и творческих способностей очень хорошо предлагать детям придумать свой узор, а потом рассказать о нём.
Игра «Найди на ощупь»
В песке лежат несколько предметов, знакомые для ребенка, взрослый просит найти один из предметов на ощупь. Просим описать его: какой он (большой или маленький, тяжелый или лёгкий)?
Игры, направленные на развитие речи (совершенствование лексико-грамматической стороны речи)
Игра «Что изменилось»
На песке расставляем предметы. Просим ребенка внимательно посмотреть и запомнить их, потом закрыть глаза, убираем один предмет, просим ребенка открыть глаза и назвать, чего не хватает.
Игра «Мой город»
Взрослый просит ребенка построить город на песке, используя небольшие игрушки (машины, деревья, фигурки людей и животных), а потом рассказать о своем городе. При этом важно задавать ребенку уточняющие вопросы: какая машина? Где стоит?
Игры, направленные на развитие речи (развитие фонематического восприятия)
Игра «Домики»
Просим ребенка из песка сделать два домика: на один из них вешаем колокольчик. Затем предлагаем ребенку распределить картинки на две группы: звонкий или глухой звук в слове. Если звук глухой, то картинку распределяем в домик без колокольчика, если звук звонкий, то в домик с колокольчиком.
Игра «Узор»
Взрослый раздаёт детям квадраты красного, синего и зеленого цвета. Произносит звуки, слоги. Дети выкладывают на песке квадраты, в зависимости от того, какой был звук: согласный (твердый или мягкий) или гласный.
Елена Вавинова,
учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра