Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Интернет и профессиональная самореализация личности



1. О чем речь

Человек не всегда отчетливо осознает смысл своей жизни. Однако периодически он подвергает оценке качество жизни и её успех. Особенное значение имеет подведение промежуточных итогов в период кризиса середины жизни.

Успехом или неуспехом - оценивают количественные достижения (деньги, социальный статус, продвижение по должностям, власть), в то время как качество определяется по степени удовлетворения потребностей индивида.

Критериями, согласно которых индивид производит оценку, являются: семейные отношения, профессиональная самореализация, уровень материального благополучия, степень духовного развития. Таким образом, можно утверждать с определенной долей уверенности, что цели жизни в различны в определенных границах, но параметрыеё оценки, у многих людей одинаковы.

В данной статье я хочу затронуть тему профессиональной самореализации и то, какое значение для неё имеет виртуальный мир, расположенный в глобальной сети. Надеюсь, прочитав эту статью, читатель сможет ясно представить себе, каким ресурсами обладает, чтобы предостеречь себя от последствий неверных выводов о себе и своей жизни.

Я рассматриваю профессиональную самореализацию в двух плоскостях: как путь к успеху с одной стороны, с другой как возможность освободится от ощущения собственной посредственности, неуспешности, неудачности.

Решение рассмотреть в данной статье феномен профессиональной самореализации в контексте комплекса неполноценности, формой выражения которого является вышеупомянутое ощущение, возникло исходя из предположения, что относительный количественный успех и низкое качество самореализации зиждется именно на нем (комплексе неполноценности).

В тоже время, переход из виртуального мира в реальный обостряет переживания возбужденные комплексом неполноценности, что непосредственно сказывается на профессиональной деятельности и самовыражении себя на работе.

2. Основные понятия

Перед тем как перейти к основной теме, хочу оговорить смысловую нагрузку понятий, которые наиболее часто буду использовать далее по тексту. Речь идет о трудовой деятельности и творчестве.

Профессиональная самореализация – совокупность того и другого, которая в наше время встречается все реже.

Трудовая деятельность, если она успешна, всегда приносит солидный доход.

Творчество – не гарантирует ни копейки, особенно если оно создает продукты не самой первой необходимости. В тоже время, специализация, механизация, автоматизация, виртуализация трудовых процессов превращает ежедневную работу в монотонную текучку и рутину,где места для творчества практически не остается.

Кроме того, экономическая система, овладевшая большей частью мира, стимулирует процесс потребления. Поскольку продукты потребления производятся массово, то по необходимости они выполняются при помощи таких технологий, которые исключают любой творчески труд.

3. Конфликт реального и виртуального образов личности

Особенной приметой нашего времени является практически неограниченный доступ к информации и связь.

Информационные потоки объединены в единое пространство (информационное поле), которое мы называем – интернет. Мы имеем возможность не только получать информацию, но и жить в этом пространстве в качестве самостоятельного субъекта, образуя свой новый образ -alterego, которое проживает под определенной аватаркой.

Компьютер, соединенный проводом или радиосигналом с другим прибором, превращается в мессию, освобождающего человека не только от устаревших понятий о добре и зле, но и от угнетающего психику чувства собственной ничтожности, одиночества, никому ненужности, от реального тела и отчасти души.

Возврат в реальность к своей усредненной сущности, профессиональной самореализации, которая требует выигрывать конкуренцию, вызывает агрессию и протест. Человек оказывается с раздвоенным сознанием, каждая половинка которого обладает различными образами, конфликтующими друг с другом и окружающей действительностью.

Это расщепление не есть нечто новое для личности, страдающей ощущением собственной ничтожности. Рождение нового образа себя в интернете, позволяет несколько дистанцироваться от себя реального. «Виртуальный человек» позволяет себе все то, что запрещает себе реальная личность, проживающая в конкретном теле.

Трудовая деятельность побуждает личность искать пути интеграции с целью не столько количественных достижений, сколько с задачей удовлетворения потребности в признании собственной уникальности и ценности (преодоление комплекса неполноценности). Пути интеграции могут быть самыми разными, агрессия может найти выход не только в материализации продуктов виртуального творчества, но и в противоправных действиях против сослуживцев (печальный пример недавно дал Д. Виноградов).

4. Иерархия событий и потребностей в жизни человека

Жизнь человека умещается в промежутке между фактом рождения и фактом смерти. Социальное устройство общества и потребности индивида таковы, что, в общем и целом, жизнь человека укладывается в стандартную для многих людей цепочку событий: рождение, воспитание и учеба, создание семьи, трудовая карьера, болезнь, смерть. Через эту последовательность событий проходит большинство людей независимо от того являются ли они выдающимися, гениальными или обычными. Встречаются, конечно, исключения, но при этом смерти никому не избежать.

Отклонения от стандартной схемы жизни человека, чаще всего обозначают её особое, немаловажное для человека значение. Более того, если кто-то выпадает из неё, как правило, тут же следует самонаказание в виде комплекса неполноценности, чувства вины и т.д.

Иерархия стандартных событий сложилась под воздействием потребностей человека, она позволяет, (но не гарантирует), успешно удовлетворять их.

Трудовая карьера – центральное событие в жизни человека. Вначале главным смыслом труда бывает удовлетворение потребностей в еде, одежде, крове, приобретении компьютера. Потом, реализуя себя на работе, мы приобретаем профессиональный и социальный статус, который служит нам для удовлетворения потребности в безопасности и признании. Творчество – как высшая потребность в самоактуализации может быть удовлетворена тогда, когда удовлетворены потребности более низкого уровня (физиологические, безопасность, социальные, престижные). Возможно, это утверждение (авторство приписывают А. Маслоу) можно оспорить, в том смысле, что кто-то из людей способен удовлетворять свои высшие (духовные) потребности пренебрегая безопасностью и престижем.

Труд и творческое самовыражение мотивируется удовлетворением потребностей, но складывается из определенных предпосылок, каждую из которых я предлагаю рассмотреть в отдельности.

5. История развития

Человеческая жизнь – динамичный процесс, формирующийся из комбинации благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, сопутствующих процессу зачатия, внутриутробного пребывания, рождения, воспитания, обучения.

Благоприятные обстоятельства развития человека – образуются на почве любви, доверия, открытых и осознанных отношений между родителями ребенка.

Если ребенка зачали в состоянии алкогольного опьянения – это неблагоприятное обстоятельство. К неблагоприятным обстоятельствам относится развод или преждевременная смерть одного из родителей. Благоприятных и неблагоприятных обстоятельств в жизни людей великое множество, иногда они могут менять свое значение и то, что было неблагоприятно, в итоге может быть человеком использовано себе на пользу и наоборот.Так создается история развития личности человека.

Позитивная история жизни (благополучная семья, благоприятные обстоятельства), способствует быстрому и эффективному профессиональному развитию. Скорость и успех в этом случае достигаются за счет удовлетворения простейших и некоторых духовных потребностей.

История жизни, перегруженная негативным опытом, будет тормозить профессиональную и личностную самореализацию. Основная проблема в том, что неудовлетворенные потребности в признании, безопасности, любви не позволят личности развиваться всесторонне, качественно и быстрыми темпами.

История жизни – это не приговор, чудеса случаются каждый день, но жизненный опыт показывает, что благополучие семьи и благоприятные обстоятельства - это залог успешной карьеры.

Все, кому по жизни не повезло с семьей, благополучным детством, должны уделять пристальное внимание своей истории, которая имеет свойство проявлять себя «здесь и сейчас» в виде страхов, комплекса неполноценности, скованности, неадекватной сложившейся ситуации – агрессии, различного рода зависимостей.

Для успешной профессиональной самореализации большое значение имеет знание своей истории и последствий, к которым привели основные факты и события.В конечном итоге человек имеет возможности поставить себе в услужение свою судьбу.

Рождение виртуального образа личности в интернете – это особенное событие.Виртуальный мир не освобождает от реальной истории жизни. Больше того, аватарка и онлайн существование, будет отражать то, что происходило в реальности. В конечном итоге в виртуальном пространстве с человеком может произойти тоже, что и в реальности. Он может провалиться в своих попытках заявить о себе, получить удовлетворение тех потребностей, которые не удовлетворяются в реальности.

6. Ресурсы

Внутриличностные ресурсы можно также разделить на две большие группы: приобретаемые и заданные.

К заданным относится то, что человеку дано при рождении и воспитании. Богатства личности формируется в зависимости от социального статуса семьи, уровня образования и культуры отдельных её членов, а также семейных и религиозных норм. Основная проблема в обращении с заданными ресурсами заключатся в кажущейся невозможности утерять или растратить их. Они плохо осознаются, включаясь в деятельность автоматически. К таким ресурсам относятся способность к восприятию, память, работоспособность, интеллект, семейные и религиозные (нравственные) ценности, традиции и правила. Кроме того, физическое и психическое здоровье в целом.

У человека могут быть заданные недостатки отдельных вышеперечисленных ресурсов, в этом случае возникает необходимость приобрести их собственными усилиями (если этому не препятствуют серьезные органические поражения).

Приобретаемые ресурсы - это знания и опыт, способность к саморегулированию и мотивации, навык осознания себя, своих актуальных потребностей. Приобретаемыми ресурсами являются мышление, трудолюбие как привычка к творчеству, воображение, мужество и решительность, порядочность и честность (в том числе перед самим собою). Такие ресурсы хорошо осознаются, их преумножают и берегут иногда в ущерб ресурсам врожденным, таким как таланты и здоровье.

Часть своих врожденных ресурсов мы не осознаем или боимся дать им возможность быть включенными в активную работу. С другой стороны, современная профессиональная деятельность большей части людей исключает творчество, поэтому многие ресурсы вообще никогда не бывают востребованы. Совокупность заданных и приобретённых ресурсов является основным капиталом человека. Итоговый успех самореализации будет зависеть от умения правильно распоряжаться ими. Это умение тоже является ресурсом.

Виртуальная сущность может помочь актуализировать ранее невостребованные таланты и способности. Ради этого, возможно, придется пожертвовать частью психического и физического здоровья.

7. Внутриличностный план развития жизни

Жизнь взрослого человека во многом развивается согласно детской мечте и фантазии.

То, о чем мы мечтаем в детстве, не всегда отражает наши подлинные желания или мысли. Семья и общество внушают ребёнку образцы успешной и востребованной профессиональной деятельности.

Советские школьники мечтали быть космонавтами, инженерами, военными, милиционерами, пожарными, врачами, летчиками, учеными, писателями. Мало кто из них мечтал стать менеджером, продюсером, художником - абстракционистом или предпринимателем. В современных школах картина обратная. Потенциальных предпринимателей, музыкантов, работников шоу-бизнеса, экономистов, менеджеров, юристов и даже блогеров хоть отбавляй. Изменилась экономическая система, государственная идеология и вслед за ними изменились общественные предпочтения.

Немаловажен также пример мамы и папы, иногда дедушки или бабушки. Кроме того, большое влияние имеют онлайн друзья, топовые блогеры.

Детская мечта - большая сила. Будучи подростками, юношами или девушками, мы старательно воплощаем свою мечту в жизнь, не замечая, как мы взрослеем и созреваем как специалисты. Даже если ребенок менял со временем свои предпочтения, не исключено, что когда он вырастет, он попробует свои силы именно в тех областях профессиональной деятельности, о которых когда-то мечтал. Возможно, он ошибется во всех своих выборах. Не понимая и не осознавая, что его собственные таланты и способности могли бы быть успешно реализованы в какой-то другой деятельности. Про которую он знал, чувствовал, что может получиться выразить себя лучше именно в ней, но которую он отбросил, будучи соблазненным, социально одобряемой деятельностью или примером мамы (папы), каким-нибудь предрассудком и традицией, или мнением друзей в социальной сети.

К тому моменту, когда индивиду удается осознать, что он успешно реализовал чуждый его способностям и талантам, социальный, семейный или даже виртуальный сценарий обретения своего профессионального Я, бывает безвозвратно потерянно больше тридцати лет жизни.

Иногда ребенку не только внушают мечту, но и силой заставляют её реализовывать. Это не плохо, противоборство позволит скорее осознать чуждость навязываемой профессии, если конечно найдутся силы противостоять маме и папе.

Существует разница между тем, что нам внушено и тем, кем мы можем быть на самом деле. В детстве мы в значительной мере - потенция. Когда мы взрослеем, - мы становимся фактом. Счастлив тот, у кого фактическая состоятельность способствует полному раскрытию (развитию) имеющегося потенциала личности.Нереализованный потенциал, сдерживаемый комплексом неполноценности – это бомба, заложенная в душе индивида.

8. Самостоятельное решение в жизни человека

Привычка принимать самостоятельные решения – признак зрелости личности. Обретение этой привычки невозможно без определения цели профессионального развития, а также устойчивости в конфронтации с семьей, обществом, коллективом, друзьями, топовыми блогерами.



Борьба за выживание - основная причина возникновения человеческого общества.

Установка на максимальную интеграцию и слияние собщественными мнениями и представлениями настолько сильна, что человек готов назвать белое черным, а черное белым – только ради того, чтобы не выпадать из общей колеи.

Противоречие человеческой жизни заключается в том, что социальное существо в нем конфликтует с собственной уникальностью и индивидуальностью.

Человеку небезопасно оказаться вне общества, с другой стороны он желает выразить себя в рамках социальной жизни. И тут возникает вопрос - какое количество подлинно самостоятельных индивидов может вынести общество? Очевидно, небольшое, поэтому социум устроен так, чтобы усреднять человека, выстраивая его в соответствии со сложившейся структурой.

Средний индивид никогда не поднимется на работе выше среднего звена управления, хотя его всегда будут обманывать перспективой. Существование усредненного типа людей облегчается минимальной необходимостью принятия самостоятельных решений. Большинство людей принимали самостоятельные решения всего несколько раз в жизни, а то и ни разу, поскольку все решения были в готовом виде им навязаны коллективом, родителями, начальством, рекламой.

Личность, желающая подняться выше среднего уровня, должна не только располагать талантами, но и уметь готовить решение, грамотно его выражать, а также быть устойчивой в конфронтации, которая неизбежна (в случае, если человек видит свой собственный путь решения задачи).

Машина постепенно превращается в Бога. Человек прикован к экрану и через него получает удовлетворение своих духовных потребностей, в том числе в выражении собственной индивидуальности (выбор тела, выбор оружия, план и стратегия сражений, создание виртуальной сферы обитания, выбор взаимодействия и контактирования, размещение творческих произведений). Конфликт между виртуальным образом (человек, который может многое) и реальным образом (усредненный человек, элементарная единица в процессе производства и потребления) способствует накоплению агрессии.

Агрессия может убить. Для того, чтобы добиться качественного изменения жизни, необходимо оторваться от экрана и встретиться с самим собою. В этой встрече главная задача- научиться выдерживать напряжение в контакте с окружающим миром, во всех его ипостасях, уметь опираться не только на себя, но и на людей, с задачей сближения с ними. Ибо по-настоящему,современному человеку не хватает только одного - близости.

9. Последствия профессиональной самореализации

В случае, если профессиональная самореализация сочетается с творчеством и имеет свое воплощение как в реале, так и в глобальной сети, происходит трансформация энергетического потенциал человека, сохраняемого в виде конкретных продуктов, которые могут передаваться в пространстве и времени. Энергетический потенциал человека – это не только интеллект, но и воля, опыт, чувства, стремления, вера, интуиция, помноженная на подсознательное содержание человеческой души. В этом смысле, творчество, воплощенное в работе, может преодолевать саму смерть.

Трудовая деятельность, лишенная творчества, не оставляет после себя ничего, но требует для себя многого – прежде всего смириться со своим сереньким, стандартным, усредненным существование, что при наличии интернета очень непросто и кажется становиться опасным.

Качественный успех в профессиональной самореализации будет зависеть от того, сможет ли индивид преодолеть расщепление между реальным своим образом и виртуальным. Расщепление проходит на почве комплекса неполноценности, особенно при столкновениями с социальными реалиями, где мало места для самореализации «маленького человека», но при этом оставаться таковым он отказывается, и в этом его поддерживает виртуальный мир.



Кондратьев Артём Игоревич – частнопрактикующий психотерапевт, гештальт-терапевт, олигофренопедагог. Статья впервые опубликована на сайте: www.gestalt-praktik.ru






Об авторе статьи

`
Кондратьев Артем Игоревич

Рейтинг психолога: 3 3

Кондратьев Артем Игоревич

Гештальт-терапевт, олигофренопедагог, работаю индивидуально как со взрослыми людьми, так и с детьми
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Артюхова Мария Андреевна

Артюхова Мария

Клинический психолог, психолог-консультант. Применяю в работе методы транзактного...
Психолог Клячин Кирилл Александрович
Консультация по Skype

Клячин Кирилл

Психология - это прежде всего внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Когда мы...
Психолог Сибирева Ирина Яковлевна

Сибирева Ирина

Психолог-консультант, работаю онлайн, только со взрослыми
Психолог Каракаптан Юрий Витальевич
Консультация по Skype

Каракаптан Юрий

Психотерапевт, работаю в направлении когнитивно - поведенческой терапии.(КПТ)
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍