Демьянова Анна - психолог-консультант Итак, век нынешний, век 21, какие первые ассоциации приходят на ум в связи с этим? Естественно то, что это техногенный век, когда наука развивается стремительными темпами и касается всех направлений нашей жизни.
Компьютерные технологии плотно и основательно вошли в жизни людей во всех ее проявлениях, из предмета роскоши превратившись в «средство передвижения». Рабочая деятельность большинства из нас, так или иначе, связана с компьютерной техникой, учеба, ведение домашнего хозяйства, покупки, общение, досуг-все грани человеческой жизнедеятельности зачастую тесно связаны с компьютерами. Плюсы очевидны, к счастью многие задумываются и над минусами, такими медицинскими проблемами как ущерб зрению, опорно-двигательному аппарату и прочее, все это лежит на поверхности, описано в элементарных правилах работы за компьютером и в большинстве своем излечимо. Сложнее обстоят дела с глубокими, серьезными последствиями, зачастую не заметными на первый взгляд и о которых задумывается далеко не каждый садящийся за компьютер – влияние, которое оказывает компьютер на психику человека.
Возникающие заболевания трудно диагностировать, еще труднее лечить.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80х годов американские ученые, но большая часть публикаций на данную тему относится к 90м годам, а особую остроту данная проблема приобрела к началу нового столетия. На данный момент выделяют также некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игроманию, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абсистенции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей. Все эти признаки свойственны и компьютерной зависимости.
Что же может стать причиной появления данной зависимости? На мой взгляд, к глобальной причине возникновения компьютерной зависимости можно отнести повсеместно усиливающуюся тенденцию к интроверсии, индивидуализму, человек уходит в себя, вплоть до аутизма, разрушаются ценности традиций, из жизни уходят ритуалы. Все это оборотная сторона обретенной свободы, развития компьютерных технологий, средств связи. Конец 20 – начало 21 века – это период переживания внутренней пустоты, отсутствия смысла, шизоидной и нарциссической акцентуации, нарушения Borderline.
В сложившихся обстоятельствах уход от реальности в виртуальный мир, где человек может играть любую роль, удовлетворять все свои явные и скрытые потребности, почувствовать себя «властелином мира» с волшебной палочкой-компьютерной мышкой в руках, имеет возможность получить весь спектр эмоций, которые может не всегда дает его жизнь более чем логичен. Интерактивное общение является чрезвычайно привлекательным для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не могут найти его в окружающем обществе.
Человек, полностью погружаясь в этот иллюзорный мир, перестает отдавать себе отчет, что компьютер лишь инструмент, а не заменитель реальной жизни.
Несмотря на все факты, указывающие на существование данной проблемы, ее статус остается на неофициальном уровне и многие ученные до сих пор не признают ее значимость и необходимость включить в официальный перечень заболеваний DSM-4, многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления, а большинство российских медиков об этом опасном заболевании и не слышали. Между тем игнорирование наличия данной проблемы очень опасно, так как если химическая зависимость с очевидностью приводит к понижению физических возможностей человека и постепенному снижению социального статуса, к межличностным конфликтам, то компьютерная, Интернет-зависимость, как радиация, действует не менее пагубно, но гораздо более скрыто.
Ведущим специалистом в изучении интернет зависимости на данный момент считается Кимберли Янг – профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в сеть», которая в 1994 году разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространенность этого расстройства сходна с распространенностью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей интернета.
Впервые расстройство было описано в 1995 году Айвеном Голдбергом. Несмотря на то, что в его цели не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных с злоупотреблением психоактивными веществами.
В 1997-1998гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998-1999гг. вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др). В России, к сожалению данный феномен не изучается.
До сих пор не придумано универсального эффективного средства для лечения компьютерной зависимости. В немногочисленных российских клиниках, в принципе берущихся за подобного рода заболевания, лечат их по стандартным схемам, медикаментозно и психотерапевтически, это решает сугубо медицинскую проблему, избавляет от патологического влечения, дезактуализирует проблему, но все равно остается проблема инициации, поиска групповой среды, выстраивания отношений с окружающими, обретения смысла жизни. На этом этапе важно предложить альтернативы, эмоционально не менее привлекательные, но более социально приемлемые и не угрожающие потерей психического и физического здоровья. Поскольку социальной реабилитации не происходит, то вероятность рецидивов весьма высока.
Если семья не меняет своих установок, не идет на решение внутрисемейных проблем, то человек возвращаясь домой, вновь погружается в травмирующую среду.
На мой взгляд, необходимо включить в курс основ безопасности жизнедеятельности, преподаваемый в школе, раздел посвященный правилам обращения с компьютером, последствиям от чрезмерного увлечения его использованием, также данной информацию необходимо озвучивать учителям информатики, перед объяснением основного материала. Ведь самыми уязвимыми естественно являются дети, подростки, не обладающие психологической зрелостью, со множественными проблемами и комплексами, присущими данному возрасту. Зачастую уход в виртуальную реальность становится для них единственным спасением. Как правило
зависимость вызывает возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Мы уже давно привыкли к предупреждениям Минздрава относительно табакокурения и употребления алкогольных напитков, не удивляют также предупреждения о возможных противопоказаниях при рекламе лекарственных препаратов, так почему же большинство из нас остается в неведение относительно опасного воздействия предмета, с которым каждый из нас с той или иной периодичностью имеет дело на протяжении всей жизни.
Предлагаем вам пройти небольшой тест для диагностики интернет-зависимости. У многих после прохождения теста, обнаруживших у себя признаки, вероятно, возникнет сопротивление, отрицание такого результата. Действительно, ничего приятного, когда есть даже крошечный намек, что у вас что-то не в порядке. Тем не менее, первый и главный шаг на пути излечения и дальнейшей профилактики - это осознание наличия или возможности заболевания.
Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда или крайне редко - 1 балл.
Иногда - 2 балла.
Регулярно - 3 балла.
Часто - 4 балла.
Всегда - 5 баллов.
Часто ли вы:
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
Подсчитайте результаты.
20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Задать вопрос психологу
Анне Демьяновой