articles
Я часто слышу от кого-нибудь эту магическую фразу: «ну я же интроверт». Например: «я уже давно являюсь пользователем этой социальной сети, хотя я интроверт». Мне кажется, этим понятиям уделяют слишком много внимания. Все-таки в личности человека больше чем одна черта. К тому же каждый человек, называя себя интровертом или экстравертом, вкладывает в эти понятия свои личные представления. Это представление складывается из пабликов, реклам и прочих носителей информации.
Насколько это правда?
Понятия интроверсии и экстраверсии были введены Карлом Густавом Юнгом. Юнг считал, что экстраверсия представляет собой дружелюбное, энергичное поведение. И выражается в направленности жизненной энергии во внешний мир. В то время как интроверсия – это более замкнутое и уединенное поведение. Погружение в мир воображений и размышлений.
Экстраверсия может быть связанна с социальной компетентностью. То есть с умением общаться с разными людьми и в разных контекстах. Такой человек может войти в какой-то новый коллектив и чувствовать себя в нем комфортно. Про такого товарища мы скажем, что он экстраверт и, возможно, будем ему завидовать. Как будто это константа и влиять на нее ни как нельзя. Но ведь этому навыку можно научиться: вступать в диалог, общаться с людьми, наблюдать, как люди общаются между собой. Но важно перестать прятаться за этими ширмами: «я интроверт», «я экстраверт». Если наоборот и вам чудится, что вы не можете проводить время сами с собой – это тоже навык, который можно приобрести. Например, составить список того, что вам нужно сделать за день и предположить насколько каждое занятие будет интересно для вас. Обязательно включите в этот список что-то, что вам действительно нравится делать. В конце дня сравните, что вы сделали, что не сделали, и сколько удовольствия получили от каждого занятия на самом деле.
Конечно, нам в коммуникации очень помогают социальные сети. Одно дело если я общаюсь, через экранчик, выполняя какие-то узкие задачи, например: поддерживаю контакт или договариваюсь о чем-то. И другое дело, если я не вылезаю из социальных сетей. В таком общении я не слышу голос и интонации, не вижу выражение лица. Я не получаю невербальную информацию. И вот через пару лет уже и не помню, как общаться вживую. Давайте представим ребенка, которого сначала не научили знакомиться в песочнице. Потому он жил в многоэтажном муравейнике, ему было не с кем играть во дворе (да и он не умеет), затем ему подарили компьютер или телефон и он начал переписываться. Вот у нас воспитанный интроверт. Или он жил в небезопасной среде, когда на него кричали и обвиняли в каждой провинности. Или жил в небезопасном районе, где не с кем было играть. Здесь можно привести массу примеров такой воспитанной интроверсии.
Очень удобно делить на категории, мы часто этим занимаемся: хорошо - плохо, враги - друзья, черное-белое, интроверты - экстраверты. Но люди гораздо разнообразнее, чем такое деление. Предположим, некий воображаемый Никола Григорович любит собак и попугаев, но не любит хомячков, а к остальным животным он равнодушен. Если его спросить любит ли он животных, Никола Григорьевич не сможет ответить на этот вопрос однозначно. Или он любит только оперу и классические спектакли в театре, но не любит балет и экспериментальные спектакли. Ему что-то нравится, а что-то не нравится. Всю личность человека, его привычки, его особенности нельзя подогнать под одно слово. Нужно смотреть на конкретного живого человека, что он любит, а чего не любит, что он хочет.
А ведь существуют еще и амбиверты. Это человек, который обладает чертами, как экстраверта, так и интроверта.
На мой взгляд, пора перестать прятаться за этими словами и начать наблюдать за собой, своими привычками, изучать себя и развиваться, если в этом есть потребность.