articles Иррациональный человек
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Иррациональный человек



  Один из последних фильмов Вуди Аллена «Иррациональный человек» довольно успешно показывает нам внутреннюю пустоту и стремление к разрушению. Картина рассказывает об эпизоде из жизни смурного профессора философии Эйба Лукаса. Страдая от депрессии, суицидальных мыслей и полной потери смысла жизни он приезжает преподавать философию в маленький городок.

   Эта пустота так невыносима и безжизненна, что хочется заполнить ее разными способами. И тогда он пытается влезть в чужую жизнь и разрушить ее.

 Вначале профессор находит молоденькую девушку, у которой есть парень. Он соблазняет ее своей взрослой харизмой и депрессивными рассуждениями, питаясь ее молодостью и «свежими идеями», которым он так сильно завидует. Отношения девушки со своим парнем постепенно сходят на нет, она очарована профессором. Но и этого, кажется, ему недостаточно. Герой фильма начинает лезть в жизнь абсолютно незнакомого ему человека, судьи, мысль об убийстве которого начинает занимать всё его время. Вся его внутренняя пустота заполняется фантазиями о том, что именно смерть судьи должна придать его собственной жизни смысл. Но можно ли наполнить свою жизнь убийством другого? Кажется, мы сталкиваемся здесь с тем, что З. Фрейд обозначил, как влечение к смерти и разрушению. Само название фильма не является случайным. Ведь «иррациональный» - это непостигаемый разумом. То, что невозможно объяснить с точки зрения разумного существования, так как дело тут не касается жизни.

   Танатос, термин Зигмунда Фрейда, обозначающий влечение к смерти. Наряду с Эросом, как влечением к жизни, Танатос отличается своим стремлением к агрессии и разрушению. Фрейд подчеркивал, что «инстинкт смерти безмолвно влечет человека к смерти, и только благодаря действию инстинкта жизни эта подобная смерти сила проецируется вовне в форме деструктивных импульсов, направленных против объектов во внешнем мире». Другими совами, главного героя влечет к смерти, так как он чувствует, что внутри него словно что-то умерло, и все живое и зависимое вокруг вызывает злость, зависть и стремление это уничтожить.

   На протяжении фильма мы видим подтверждения того, что в этом профессоре всегда было что-то мертвое, неживое, что заставляло его терять смысл и не видеть в жизни никаких удовольствий. Он без всяких эмоций рассказывает о значимых событиях в своей жизни, где его другу оторвало голову в Ираке, или он помогал бедным людям в Африке. Все это звучит так скучно, что, кажется, не наполнено для него никаким смыслом и жизнью. Если вообще не является чем-то вымышленным и придуманным. Теперь этот «смысл» он может только украсть у других, сильно завидуя, что он у них есть, и пытаясь этих других разрушить. Судья, отчасти, представляет и самого профессора. Он живет один, его жизнь довольна серая и однообразная, в ней есть лишь ритуализированные действия, которые хоть как-то спасают его от скуки. Из-за этих ритуалов смерть и приходит к нему, когда герой фильма подсыпает ему яд в сок, который он каждый день пьет в одном и том же месте. В каком-то смысле ритуал противоположен спонтанности жизни, ее творческой составляющей, потоку.

   В контексте данного фильма очень важной представляется и тема зависти, которая может быть очень разрушительной, если она не осознается. Зависть, по Мелани Кляйн, берет свои истоки от матери, когда ребенок сильно завидует ей, что у нее есть что-то, без чего он не может жить, что она может его кормить, а сам ребенок не в состоянии сделать это самостоятельно. Это вызывает и благодарность, и зависть, и желание разрушить мать за унизительную зависимость перед ней. Однако, при нормальном развитии мать помогает ребенку справляться с чувством беспомощности и уязвимости и тогда во взрослой жизни мы видим человека, который завидует, но не пытается разрушить объект, или перверсивно присвоить себе то, что у него есть. Данный фильм хорошо показывает, что бывает, когда зависть и Танатос преобладают и теплых и жизненных чувств не хватает для того, чтобы справиться с внутренними деструктивными импульсами. Часто мы видим, как окружающие пытаются вернуть эту «жизнь» в себя, связываясь с партнёром намного моложе себя, или как часто матери пытаются проживать вместе с дочерью их жизни, влезая в нее и пытаясь разрушить, так как их собственная жизнь кажется им чем-то бессмысленным и ненаполненным. Таким людям, как профессор Лукас, нужно постоянно забирать что-то жизненное у других. И тогда, на очень короткое время, они чувствуют себя живыми, но отлично осознают, что все это ненадолго.

 

Бойко Наталья

Психоаналитический психотерапевт

Psychoterapevt.org

 






Об авторе статьи

`
Тонких Наталья

Рейтинг психолога: 6 6

Тонких Наталья

Психоаналитический психотерапевт, психолог-консультант, Ассоциированный член Общества Психоаналитической Психотерапии, работаю со взрослыми.
Город: Москва Стоимость приема: 3500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Вопросы психологии
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения


Добавить новый Комментарий


Психолог Сарматова Ангелина Анатольевна
Консультация по Skype

Сарматова Ангелина

Сертифицированный биоэнергетический терапевт (СБТ)
Психолог Сенницкая Елена Владимировна
Консультация по Skype

Сенницкая Елена

Психолог со знанием права. Работаю со старшеклассниками, взрослыми и семейными парами.
Психолог Орлов Александр Владимирович
Консультация по Skype

Орлов Александр

Сертифицированный гештальт-терапевт, специализация - телесно-ориентированная терапия
Психолог Новоселова Бэлла Викторовна
Консультация по Skype

Новоселова Бэлла

Кандидат психологических наук, психолог-консультант, психоаналитик. Работаю со всеми...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍