articles
Однажды я летела на самолете. Женщина на соседнем кресле начала мне рассказывать о том, как она остро ощущает все маневры самолета в воздухе. Она на протяжении всего взлета отчитывалась о своих ощущениях. Я слушала ее очень внимательно, улыбалась, кивала, соглашаясь с ее комментариями. Но внутри у меня был вопрос – «неужели моя соседка на самом деле верит в уникальность своих способностей?». Я была полностью уверена в том, что большая половина пассажиров считывает характер маневров самолета просто потому, что это продиктовано нашей физиологией.
Наша уникальность. Ценность и значимость ее, увы, зависит от ситуации. Поймав в своей голове озарение – «У меня есть что-то чего нет у других!» - мы не спешим поделиться этой находкой с окружающими. Вначале мы скрупулёзно оцениваем обнаруженную нами отличительную особенность:
- одобряемая ли она в конкретном обществе,
- будет ли она интересна собеседнику,
- как измениться наш статус и мнение о нас, если будет обнародована эта особенность.
К примеру, где и когда вы сможете с «гордостью» рассказать о своих болячках? Точно не на светском рауте или в беседе с бизнес партнером. А вот в очереди к врачу – о, там вы с радостью будете во всех красках описывать свои симптомы, порой с удовольствием смакуя детали последнего анализа крови и динамику роста СОЭ. В этот момент уникальность патологии вашего здоровья приобретает большую ценность, поскольку показывает как далеко вы «продвинулись» в этой сфере и на сколько вы «интересный» пациент.
В иной ситуации, те же самые качества и характеристики покажутся вам скорее признанием ущербности самого себя, поэтому и будут старательно скрываться.
Знаю, вы готовы парировать – «Но ведь все зависит от ситуации. Где-то разговор о болезни уместен, а где-то нет. Это все норы общения.». Отчасти, я с вами соглашусь. НО! Попробуем взглянуть на аналогичную ситуацию, где предметом уникальности будут наши чувства.
Очень яркий пример – Подростковый возраст. Юноша в 13-16 лет испытывает целую гамму разнообразных эмоций. Его настроение за день может скакать в диапазоне диаметрально противоположных значений. Но большая проблема этого возраста в том, что подросток воспринимает это состояние как уникальное и неудобное для обсуждения. В какой-то мере это воспринимается им как болезнь, о которой невозможно говорить на семейном собрании (светский раут) или в разговоре со взрослым (разговор с начальником). Поэтому подросток с такой радостью несет свои проблемы и переживания в общество таких же как и он «больных». Тут подростки-«больные» делятся своими симптомами и назначают друг-другу народные средства от эмоций. В итоге, это самое лечение оказывается не эффективным, а родители оказываются не зоны доступа такой важной информации, как чувства ребенка. Вот мы и получаем проблему «Отцов и Детей».
Что же делать? Да очень просто (и при этом очень сложно). Родителям стоит вспомнить о том, что и они когда-то были «больными» этим возрастом. Вспомнить как в юношестве мы были то недовольны собой, то резко понимали что мы круты. Мы говорили всякие глупости, порой откровенную чушь, а потом по ночам краснели со стыда, вспоминая каким идиотами мы были. Вспомнили? А теперь попробуйте рассказать, поделиться этими воспоминаниями со своим ребёнком-подростком. Поделиться по-простому, не уча и не читая мораль. Расскажите это для того, чтобы ребенок знал, что то, что происходит у него внутри – не болезнь и не Ужас-Ужас. Что вы когда-то через это прошли, а значит и у него все получится!