Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Искусство слушать



Имеющий уши, да услышит.
Евангелие от Матфея (гл. 11, ст. 15; гл. 25, ст. 30)

Дар слушателя на протяжении многих веков ценился нашими предками. Конечно же, куда без умения быстро и полноценно запомнить информацию на слух, когда ни наскальная живопись, ни редкие церковные книги в дополнение к поголовной безграмотности не давали возможности освежить в памяти услышанное однажды. Кажется, ну причём тут дар, талант? Вроде сиди и слушай, какая в этом может быть хитрость и специальный навык. Однако тысячелетия назад ценили люди умение не только слушать, но и слышать собеседника.

Плохие свидетели глаза и уши у людей, которые имеют грубые души.
Гераклит

Ох, и сложна наука понимания чужих слов и мыслей, порой выраженных сумбурно, а порой чётко и лаконично, но со скрытым подтекстом. Но очень часто упускаем мы из виду такие составляющие любой коммуникации как невербальный канал. Чтобы услышать то, что вам говорят, надо, в первую очередь, настроиться на диалог, включить внимание, отстраниться от окружающего фона. Если шум за окном или звук телевизора вам слышны, и вы отвлекаетесь на них, то беседа не будет позитивной. Заметив, что вы больше смотрите по сторонам, собеседник почувствует слабость контакта с вами, да и вы сами будете ощущать бесцельность потерянного времени.

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.
Шарль Луи де Монтескье

Один из показателей того слушает вас человек или нет, это его жесты и поза. Поворот головы к собеседнику, внимательный взгляд на лицо уже сами по себе настраивают на внимательное слушание, включённость в беседу. Блуждание глаз по окружающим предметам, напротив, подчёркивают отвлечённость, возможно, даже безразличие к теме разговора. Такая нехитрая наука кажется простой и понятной, но если сознательно применять подобные приёмы, то оказывается, что мы не так уж и часто действуем именно так, как лучше, потребуются усилия, чтобы применить эти несложные техники.

Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости.
Пьер Буаст

Но отнюдь не только жесты и поза играют важную роль. Вербальная включённость в диалог с упомянутыми выше приёмами гораздо больше убедит собеседника, что вы участвуете в процессе. Тут помогут такие техники, как уточняющие вопросы, которые призваны подтвердить ваше понимание того, что было сказано собеседником, или уточнить, что вы поняли именно то, что было сказано. А сам рассказ послужит источником информации для вопросов. Всегда можно найти какую-то зацепку, которая заинтересует, если вы действительно слушаете. Вопросы должны быть в тему, логично вытекающими из линии разговора, а не шаблонными фразами, которые можно произносить «на автомате».

Там, где недостаёт разумных доводов, их заменяет крик.
Леонардо да Винчи

Собственно, обратная связь является для собеседников одним из признаков, что диалог состоялся, контакт налажен и происходит обмен информацией. И эмоциональная реакция на сказанное приветствуется не меньше, чем вербальный отклик. Порой простой кивок и участливое выражение лица подтолкнут человека к большей открытости в диалоге, чем официальное: «Да, я вас слушаю». Важно учитывать и тот момент, что все люди разные, и способности к коммуникации у всех развиты тоже по-разному, а значит, кому-то общение даётся легко, а кто-то старательно соблюдает все специальные приёмы, но при этом не складывается у него лёгкая беседа с людьми.

Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонность делать.
Томас Карлейль

Любые трудности преодолимы, так же и с трудностями в общении, если выработать в себе определённые навыки, воспользовавшись психологическими исследованиями в этой области. Для эффективного общения нужно научиться не только считывать коммуникативные сигналы, но и осуществлять их. А проблемы в коммуникации появляются на разных уровнях. Например, кто-то слушает, но не слышит, а другой вроде и слышит, но вот понять сказанное ему трудно. Мешают полноценному общению и эмоции, не дающие возможность воспользоваться услышанным и понятым.

Если у человека нет ни одной искренней мысли, он подобен нищему, который отовсюду уходит с пустыми руками. Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, стоит там, где его поставили.
Хун Цзычен

Проявляя интерес к тому, что говорит ваш собеседник, вы тем самым показываете уважение к теме разговора, которая, несомненно, важна и интересна этому человеку. Насколько ценно это для него, можно определить по тем кодам, которые он передаёт вам во время разговора, считывая их и отвечая на них со всей адекватностью и заинтересованностью, вы становитесь активным слушателем.
Поза, жесты, мимика, интонации, слова – всё это включает вас в процесс. И тогда общение приобретает совершенно иную окраску, беседа кажется более захватывающей. А расшифровка полученного сообщения с использованием всех доступных каналов позволяет максимально приблизиться к идее говорящего. Что немаловажно, потому что, как сказал Тютчев: «Мысль изрёченная есть ложь». А значит, умение активно слушать и слышать собеседника нужно каждому из нас.



Корсун Екатерина Юрьевна, руководитель направления «Психологическое консультирование и психодиагностика личности» ИПП ГУ-ВШЭ, Генеральный директор ООО "Рост" - психологической студии для детей и взрослых.

Существует замечательная психологическая техника, которое называется "Активное слушание". Активное слушание – один из важнейших инструментов для работы психолога с клиентом. Но не только. Этот навык необходим всем тем, кто хочет конструктивно и функционально общаться с людьми. В чем же суть умения активно слушать? На многочисленных тренингах, посвященных активному слушанию, чаще всего учат повторять последние слова собеседника. В психологии это называется «отзеркаливание». Например, собеседник вам говорит: «Я сегодня совершенно не в настроении. Я очень устал». Применяя технику «отзеракаливания» вы ему говорите: «Ты устал…». Предполагается, что такое отзеркаливание будет способствовать тому, что собеседник продолжит рассказ и даже, возможно, перейдет на более глубокий уровень беседы. Например, расскажет о своих чувствах, о событиях, которые негативно повлияли на настроение. Это правильная техника, но она ни в коему случае не является основным компонентом активного слушания. На мой взгляд, основной компонент – это способность уловить чувства собеседника, способность понять, что стоит за произносимыми словами. А вот это умение достигается путем серьезных тренировок. Если вы сможете улавливать чувства собеседника, то получите взамен огромную благодарность. Ведь каждому из нас так важно знать, что нас понимают! Мы всегда будем стремиться к тем людям, которым мы интересны и которые в состоянии понять, что мы чувствуем, какие мы сейчас. И не просто понять, но и принять. Ведь активное слушание предполагает свободу от всяких оценок. Мы даем человеку возможность сказать, что он хочет, выразить свои чувства. И человек понимает, что эти чувства будут услышаны и ему ничего за это плохого не будет. Представим себе, что разговаривают муж с женой. Муж чем-то на жену обижен и пытается ей об этом сказать. Если жена владеет навыками активного слушания, то она создаст условия для того, чтобы муж выразил свою точку зрения. И не только это. Она сможет дать ему понять, что он вправе чувствовать то, что чувствует. А сама она, в свою очередь, будет иметь возможность услышать своего супруга: может быть, она действительно чем-то его обидела?
Мы все стремимся к счастью и миру с людьми. Но часто просто не знаем, как этого достичь. Я думаю, что активное слушание – замечательный способ достижения всего того, что мы так хотим.




ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Настройка на быстрое усвоение иностранного языка

Психологические тренинги






Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Мустафин Руслан

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Журавель Сергей Иванович
Консультация по Skype

Журавель Сергей

Дипломированный психолог-консультант
Психолог Амосова Екатерина Павловна
Консультация по Skype

Амосова Екатерина

Телесно-ориентированный психотерапевт, практический психолог, трансперсональный психолог,...
Психолог Клячин Кирилл Александрович
Консультация по Skype

Клячин Кирилл

Психология - это прежде всего внутренний мир человека, его чувства, эмоции. Когда мы...
Психолог Сибирева Ирина Яковлевна

Сибирева Ирина

Психолог-консультант, работаю онлайн, только со взрослыми
Психолог Каракаптан Юрий Витальевич
Консультация по Skype

Каракаптан Юрий

Психотерапевт, работаю в направлении когнитивно - поведенческой терапии.(КПТ)




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍