articles
Платонова Анастасия, практикующий психолог: Умение управлять собой в различных ситуациях – довольно ценное качество. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, в которых необходимо «держать себя в руках». Для успешного существования в условиях современной жизни нам часто нужно контролировать каждый свой шаг, каждое свое действие и слово. И ни для кого не секрет, что наши эмоции крайне сложно сдерживать. Более того, постоянное подавление эмоций несет вред для нашего здоровья: как психического, так и физического. Если не давать чувствам и эмоциям выход, то в итоге «внутренний стержень» превратится в сжатую пружину, которая, как известно, сжимается лишь до определенного момента, а потом стремится распрямиться. Последствия такого распрямления - внезапного выплеска накопившихся эмоций - могут быть крайне негативными, как для самого человека, так и для окружающих его.
Способов сдержать эмоции множество: от распространенного совета «посчитайте до 10» до сложных теорий по управлению гневом и другими эмоциями, которые показывать не принято.Достигнуть цели и научиться владеть собой в любой ситуации задача непростая, но вполне решаемая. Но задумайтесь, кем или чем мы обычно хотим управлять? Тем, что может действовать непредсказуемо, не в согласии с нами. Но эмоции, действия, которые мы хотим контролировать – это часть нас самих. Так не лучше ли сделать так, чтобы мы могли гармонично существовать с самими собой?
Ведь любая эмоция – это лишь «вершина вулкана». А стоит ли прятать вершину вулкана, если сам вулкан никуда не исчезал? Ведь за каждой нежелательной эмоцией стоит, как правило, целый отрезок жизни человека, его история, его мысли и чувства. Держа себя под контролем, мы не демонстрируем окружающим гнев, злость, обиду, зависть, неудержимую радость, смех и слезы. Но речь идет именно о НЕдемонстрации. Сами чувства никуда не уходят от нас. И в какой-то момент лавина из спрятанного вулкана может накрыть не только нас самих, но и окружающих любимых и родных людей. Так стоит ли прятать вулкан?
Гораздо эффективнее, но, с другой стороны, во много раз сложнее спуститься в этот вулкан и потушить причину извержений. Т.е. попытаться разобраться, в каких случаях я испытываю беспокоящие меня чувства, что является причиной выплеска этих чувств наружу, что я ощущаю потом и т.д. – т.е. выявить первопричины, источники эмоций.
Любая эмоция, любое действие, которое явилось последствием этой эмоции, даны нам не просто так. С помощью эмоций, в том числе, наш организм говорит нам о чем-то, предупреждает нас, рассказывает. Помните, «предупрежден, значит вооружен»? Взяв «на вооружение» эмоцию, мы сделаем из нее друга, а не врага.
Услышав, что «шепчет» нам наш организм, наша психика, мы сможем не бороться с неконтролируемыми чувствами, а использовать то, о чем они нам говорят.
Прорабатывая чувства и эмоции, учась с ними сосуществовать в мире, понимать их, Вы сможете исключить неконтролируемые всплески эмоций, научитесь понимать себя, обретете гармонию внутри. В итоге, ни один всплеск чувств не сможет «выбить Вас из колеи», потому что Вашему внутреннему голосу уже не нужно будет кричать, чтобы Вы услышали, достаточно будет просто шепнуть. А контролировать шепот, как правило, необходимости нет никакой – он ведь, просто тихо и осторожно предупреждает нас о чем-то. Главное услышать, о чем.
Малиновская Екатерина Валерьевна, практикующий психолог: Власть над собой. Для начала неплохо бы ответить себе на вопрос, хорошо ли я сам себя знаю. И, соответственно, над кем я собираюсь властвовать.
А также, в какой степени я собираюсь властвовать, ведь за властвованием может скрываться пусть не большая, но доля насилия. В данном случае будет ли это насилием над собой?
Предпринимая попытку в властвования над собой, необходимо также постараться нащупать ту грань управления собой, за которой подобное самоуправление уже может обернуться «во вред себе», а отнюдь не «на пользу».
Освоив множество психотехник и манипулятивных приемов самоконтроля и самомотивации, важно не слишком увлечься ими и применять их в разумных пределах.
Излишнее применение навыков несет в себе риск привести человека к «роботизации» и зомбированию, по сути,резко противоречащих истинной натуре индивида, к окончательной потере себя аутентичного.
И, тем не менее, мы часто гонимы наваждением - овладеть искусством «властвовать собой». Откуда у нас возникает это желание?
Среди прочих, одной из причин возникновения этого желания может стать страх «быть побежденным»: «если я не властвую сам над собой, то надо мной начнут властвовать другие. Этого я не допущу и сделаю всё, чтобы научиться управлять своими чувствами, мыслями и даже ощущениями».
Еще одной причиной может послужить непреодолимое желание «улучшить себя».
Сорганизовать, научить, заставить, переломить, превозмочь.
И вот тут возникает мощное сопротивление. Мы начинаем лениться, откладывать и использовать осознанные и бессознательные ощущения, чтобы притормозить процесс саморегулировки. Это еще один сигнал того, что наше «властвование» нужно кому угодно, только не нам самим.
Подобная попытка «властвовать собой» и выглядит, и является по сути неестественной и отторгаемой организмом.
Как правило, трудно достичь того, желание чего идет не изнутри личности, а навязано ей извне, из окружающего её контекста.
Овладение искусством самоуправления становится возможным лишь после того, как мы находим в себе ресурсы и приобретаем умение понимать себя и принимать свою сущность.
И как бы ни была сладка иллюзия контроля над реальностью, к которой мы приближаемся, переживая иллюзию «властвования над собой», не стоит забывать, что «восприятие очевидного чрезвычайно осложнено нашими верованиями и предубеждениями».
В случае если мы начинаем осознавать, что мы всё же попали в плен иллюзий и самостоятельно вырваться из него не так просто, обращение за профессиональной психологической помощью выглядит самым логичным движением на пути плененного.
Коновалов Андрей Евгеньевич психолог, психотерапевт : Учитесь властвовать собою. А.С. Пушкин.
Культура нашей эпохи и тот социум, к которому мы принадлежим, всё нацелено на борьбу c эмоциями. Современное общество в целом не особо-то и ценит те отношения, в которые каждый из нас ежедневно вступает со своими чувствами, социуму безразличны и точное распознавание эмоций, и тем более способы их выражения. Доминирующие социальные стереотипы постоянно побуждают нас выбирать и демонстрировать такое личностное поведение, которое позволило бы избежать проявление эмоций или, по крайней мере, значительно ограничить любую форму их выражения. Часто слышим мы от собеседников: «А что это ты такой агрессивный?», «Ты чего это кипятишься?», «Засунь свои чувства куда подальше…» и пр.
Прежде чем дать ответ на вопрос - почему так трудно научиться искусству властвовать собой?, важно определить - что же подразумевает такое искусство? А это - умение осознавать свои негативные эмоции и цивилизованно их выражать, способность культивировать позитивные и эффективно достигать состояния внутреннего душевного равновесия. Так вот и ответ – откуда же взяться такому умению, если практически вся психологическая мощь социума противостоит эмоциям отдельно взятого человека. Известно, что любое умение предполагает определённый ряд отработанных навыков. Так какие же навыки в данном случае прививаются и отрабатываются в современной семье и школе? Как правило, это навыки не цивилизованного проявления чувств, а, наоборот, навыки сдерживания любых негативных эмоций, их подавление, вытеснение в сферу бессознательного. В свою очередь социальные причины, препятствующие обучению искусству «властвовать собой», вызывают внутриличностные: чувство вины, различные страхи и фобии. Хотя, скорее всего, межличностные причины с внутриличностными взаимообусловлены.
Все без исключения наши эмоции – это некий индикатор между умом и желанием. Если цель достигнута, а желание удовлетворено, то в результате этого мы довольны, и наоборот. Таким образом, для нормального функционирования всего организма наш разум просто обязан корректировать эмоциональные порывы, при этом не загоняя их вглубь психики. Ведь подавленная эмоция всё равно рано или поздно прорвётся наружу, и, чаще всего, в самый неподходящий для вас момент, что опять-таки социально неприемлемо. В связи с этим и важно учиться цивилизованно выражать свои чувства. А поскольку даже простое осознавание возникновения своих негативных эмоций – уже половина успеха, то начинать лучше всего с их изучения:
А. Вечером выпишите все эмоции, которые вы испытывали в течение дня. Каких больше: отрицательных или положительных? Если 50 на 50, значит вы достаточно уравновешенный человек. А из отрицательных – каких именно больше?
Б. Определите – какой именно эмоциональный фон преобладает у вас в нейтральной ситуации?
В. Определите – какие именно факторы сильнее всего выбивают вас из состояния душевного равновесия? В дальнейшем постарайтесь внимательнее относится к их возникновению.
Г. Научитесь по собственному желанию иногда «выходить из игры» во время общения, чтобы кратковременно посмотреть на себя со стороны (так называемая «мета-позиция»). В том случае если вы хорошо освоите данный навык взгляда на свои эмоции со стороны, то вы обнаружите интересную вещь: негативные не выдержат вашего пристального взгляда и будут словно растворяться в пространстве, а позитивные (радость, любовь, восторг) будут только усиливаться. И это происходит потому, что наше глубинное, истинное «Я» наполнено любовью и добром.
Эмоции – это мощнейшее психическое топливо, и нужно бережно к ним относится. Эта осознанная мысль сама по себе стимулирует самоконтроль. На Востоке говорят, что человек – это экипаж, эмоции – кони, а ум – кучер, который управляет всей повозкой. Управлять своими эмоциями – занятие непростое. И научиться этому безо всяких усилий – невозможно! При этом универсального способа на все случаи жизни – нет! Но если у вас уже стало кое – что получаться – это здорово! Дорогу осилит идущий!
Ридецкая Ольга Григорьевна, кандидат психологических наук,практикующий психолог Самосовершенствоваться - это кропотливая и долгая работа над достижением гармонии души и тела. Стремление к совершенству - это особая возможность данная человеку в жизни. Чтобы стать совершенным, нужно сильное желание. Впрочем, такую возможность, как самосовершенствование, стремиться использовать далеко не каждый.
Человек, который стремиться властвовать собой, прежде всего, ставит цель, обладает сильным и независимым характером. Обучаясь управлять самим собой, большинство работает над внутренним содержанием и духовным миром своего «Я». Есть достаточно много способов самосовершенствоваться. Из этого огромного количества способов и технологий, каждый находит себе то, что дает возможность чувствовать себя лучше не только когда хорошо на душе, в жизни, но и тогда, когда нужно огромное самообладание и умение сохранять свое человеческое достоинство: в кризисных ситуациях, при возрастных психофизиологических изменениях, в период адаптации в новом коллективе и т.п. Какие бы способы и психотехнологии человек не использовал для управления собой, лучше применять простые и доступные варианты, а именно:
1. Дыхательная гимнастика.
При рождении первый крик ребенка как первое дыхание в новом пространстве, в новой среде. Любой человек каждый день оказывается в новом: доме, работе, городе или с новыми людьми. Умение дышать правильно позволяет сохранять покой в организме, ритм и скорость в движении, поведении, способе говорить.
2. Молитва.
Немногие могут признаться себе, что они чувствовали как сила молитвы их поддерживала и спасала в трудные минуты, когда было трудно на душе и хотелось плакать. Молитва – это особый способ духовного самосовершенствования и духовного роста над теми животными проявлениями, которые могут проявиться в самый неподходящий момент жизни. Святые старцы достигали духовного самосовершенствования над собой и своими слабостями через молитву.
3. Написание.
В школе мы изучаем буквы и слова, умение читать рассказы и стихи. Нас учат писать сначала диктанты и изложения, затем сочинения. А почему бы не использовать этот простой способ дома: вести дневниковые записи, или писать размышления о прошедших событиях в течение дня? Возможно, чрез воспоминания прошлого, можно будет обрести разумный и простой способ управлять собой.
4. Двигаться: бег, активная ходьба, танец.
Мы двигаемся всю жизнь. Сначала за руку с родителями, потом самостоятельно. Этот способ так естественен, что если человек перестает активно передвигаться в течении дня, над этим стоит задуматься. В большинстве случаях, это говорит о накопившихся проблемах в голове, а потом и в теле. Все тело становится тяжелым, болеть начинают ноги, спина, жить становится не интересно. Возможно, простые прогулки вернут интерес к жизни, если их совершать ежедневно как зарядку. Или посещать занятия танцами. Где новые люди и жизнерадостное пространство, позволят вновь управлять собой.
4. Пение.
Голос человека – это дар свыше. Научившись говорить, мы пытаемся петь или подпевать. Если вы обладаете желанием петь, то пойте. И никогда не стесняйтесь этого делать. Побеждая страх, волнение, неуверенность и растерянность вы двигаетесь дальше.
Для разных людей существуют свои способы быть лучше. Что выберите вы? Это решать вам. Имея цель учиться управлять собой, вы оказываете помощь тем, кто рядом с вами совершенствоваться в управлении собой!