articles
Парфенова Н.Е
педагог-психолог
ГБОУ Школа № 2033
«Историко-теоретические аспекты развития представлений о нарушении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией»
Для историко-теоритического анализа проблемы представления о звукопроизношении заслуживают труды многих авторов, самым древним из которых принято считать античного философа – Аристотеля. С одной стороны, Аристотель, рассуждал о речевом аппарате, как о материальной структуре. С другой стороны, о регуляции звукопроизношения ЦНС. Согласно его предположениям, существуют процессы, которые исходят от нервной системы до речевого аппарата, они же отвечают за организацию звукопроизношения.
В середине XVII века немецкий врач А. Куссмауль впервые обратил внимание на изменения дыхания у человека при патологических состояниях. Дальнейшие его исследования установили, что, с одной стороны, элементы дыхания значительно влияли на речь человека. С другой стороны, основной идеей А. Куссмауля стала классификация патологии речи. Автор и его сторонники к одному из признаков патологии относили расстройства артикуляции, грамматических и синтаксических компонентов речи, что в последующем приводило к нарушениям письма и чтения. А. Куссмауль в 1897 году ввел термин «Дизартрия».
В 1861 году французский врач-патологоанатом П. Брока определил наличие речевого поля в коре головного мозга человека и связывал нарушение динамической стороны звукопроизношения с нарушением корковых структура данного поля (именно поля Бродмана 44-е и 45).
Предпосылки к современному изучению физиологических проблем звукопроизношения впервые появились в XIX веке. Это были исследования И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.П Бехтерева и др. Авторы выделили базальный компонент в произношении звуков речи – физиологические процессы, основанные на возбуждении и торможении нервных сигналов при передаче импульсов в речевые системы.
Учение И.П. Павлова конца XIX века о механизмах первой и второй сигнальных системах способствовали исследованиям развития реакций звукопроизношения при моторных нарушениях речи. Ученый полагал, что моторная организация звукопроизношения у человека является одной из форм нарушения второй сигнальной системы.
И.М. Сеченов открыл условия прохождения электромагнитного импульса, что помогает найти причины нарушения иннервации мышц речевого аппарата.]
А.Н. Бернштейн разработал уровни организации речедвигательных механизмов, таких как пирамидная и экстрапирамидная система. Экстрапирамидная система способствует реализации двигательных автоматизмов «средних» и «крупных» двигательных актов с их сенсомоторной коррекцией, а пирамидная система отвечает за сознательные целенаправленные движения. Все это позволило определить кортико-бульбарные образования пирамидной системы, повреждение которых способствует появлению нарушению звукопроизношения при ослаблении кинестетических ощущений мышц лица, шеи и языка.
Исследования А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др. подтвердили механизмы нарушения кинестетической чувствительности, которые проявляются в затруднении ощущения положения мышц артикуляционного аппарата из-за снижения сенсорной чувствительности. Кинестетические нарушения проявляются в затруднении ощутить положение частей тела, а при стертой дизартрии положение языка, - из за снижения сенсорной чувствительности.
Зарубежными авторами второй половины XIX века, которые также сыграли существенно роль для развития исследований по проблемам звукопроизношений, были Дюбуа-Реймон, Э. Ф. Пфлюгер, П. Г. Гейденгайн. Авторы внесли существенные разъяснения о нарушении нервных электрических потенциалов в речевом аппарате, которые способствуют нарушению звукопроизношения у человека.
Рассмотрим исследования нарушения звукопроизношения в контексте системной организации высших психических функций человека (начало и середина XX века).
Фундаментальными работами по исследованию звукопроизношения стали исследования Л.С. Выготского, согласно его изысканиям, нарушение областей мозга, отвечающих за афферентные и эфферентные механизмы чувствительности, приводит к дезорганизации двигательных механизмов, контролирующих развитие звукопроизношения у человека.
А. Р. Лурия пришел к выводу, что нарушение звукопроизношения связаны с двумя типами нарушения двигательных механизмов: кинетических и кинестетических. При кинетических нарушениях страдает качество расслабления и напряжения мышц артикуляционного аппарата, что приводит к нарушению звукопроизношения гласных. При кинетическом, как гласных, так и согласных звуков.
Р.Е. Левина связывала нарушение звукопроизношения со системными нарушениями в речевом аппарате, части которого зависят друг от друга. Роза Евгеньевна определила психолого-педагогическую классификацию нарушения речевого развития. Автор выделял нарушение общения в результате нарушения фонетико-фонематического недоразвития речи и (или) общего недоразвития речи.
В 30-х годах Д.В. Фельбергдом при коррекции нарушений звукопроизношения была применена звукоакустическая аппаратура. Данный способ позволял выявить остроту слуха при нарушениях звукопроизношения у человека.
В 50-е годы, изучая проблемы нарушения речи, исследователь М.Е. Хватцев пришел к выводу о функциональных нарушениях работы проводящих путей центральной нервной системы в результате чего возникает расстройства фонации в звукопроизношении.
В 60-70х гг. прошлого столетия проблемы звукопроизношения изучала О.В. Правдина. Автор выделял нарушение звукопроизношения при клинических формах дизартрии, где в отдельную категорию отнесла нарушения звукопроизношения при детской псевдобульбарной дизартрии.
К концу ХХ века, активно развивалась педагогическая наука. На передовые потребности и запросы общества выходили решения проблем детского воспитания и развития. Участились замечания по поводу отклонений в детском развитии. Так, одним из основных векторов проблем конца ХХ века – изучение нарушения звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Авторами, конца XX и начала XXI вв, - исследованиями в области нарушения звукопроизношения у детей и взрослых были Т.В. Ахутина, О.А. Безрукова, Е.Н. Винарская, В.И. Селиверстов, Л.С. Мотылев, Л.С. Волкова, В.М. Шкловский и др.
Т.В. Ахутина считала, что проблемы звукопроизношения могут значительно повлиять на «порождение» речевого высказывания при динамических нарушениях речи, что приводит к неразборчивости в ее понимании.
Нарушения звукопроизношения, как недостатки в речевом развитии, изучала А.В. Ястребова. Автор считал, что нарушения звукопроизношения в последствие могут привести к трудностям ребенка в усвоении школьной программы.
Обратимся к современному пониманию работы по преодолению речевых нарушений при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими стертую дизартрию.
Е.Н. Винарская выделяла в отдельные нарушения, связанные с нарушением звукопроизношения: постцентральную апраксическую, премоторную апраксическую и мезэнцефально-диэнцефальную природу нарушения звукопроизношения у детей. Также автор отмечал, что диагноз любой формы дизартрии в детском возрасте, необходимо дополнять анализом вторичных системных последствий.
В работы Т.Г. Визель дополнены элементами коррекции нарушений звукопроизношения при помощи невербальных упражнений. Также автор связывал работы по коррекции звукопроизношения у детей с нарушением грамматического строя речи.
Непосредственно изучением нарушения звукопроизношения у детей занималась Л.Г. Парамонова. Автор разработал систему первичной, вторичной и третичной профилактики нарушения звукопроизношения. Данная профилактика заключалась в метрах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.
Для работы по коррекции нарушений звукопроизношения различного генеза Н.С. Четверушкинка разработала программу 13 классов, в которой возможна отработка автоматизированных звуков в словах различной слоговой структуры.
В последнее время наиболее востребованными работами по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией стала стратегия работы Е. Ф. Архиповой. Автор определяет комплексный подход работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Первое – медицинское направление, связанное с укреплением ЦНС. Второе – психолого-педагогическое – обозначение путей выхода из нарушения. Третье направление – логопедическое, связанное с комплексной и поэтапной работой над психофизическим и речевым развитием ребенка.
Основными направлениями логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией по нормализации звукопроизношения по Г.В. Бабиной, Л.И .Беляковой и Р.Е. Идес являются нормализация мышечного тонуса и развитие органов артикуляционного аппарата, развитие дыхательных функций, коррекция фонетической стороны речи, формирование высших психических функций, формирование компонентов интонации.
Современное описание деятельности в дошкольном образовательном упреждении согласно Т.Б. Филичевой, О.С. Орловой и Т.В. Тумановой предполагает совместную организацию работы по коррекции звукопроизношения в «команде» логопеда, воспитателя с привлечением родителей, для которых организуются отрытые занятия с ребёнком, где демонтируется практические приемы преодоления нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.
Таким образом, мы рассмотрели теоретико-исторические аспекты изучения нарушений звукопроизношения, которые составляют историческую линию и современные организационные условия проблемы изучения и исправления нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.
1. Аристотель. О Душе. Издательство: Рипол-классик 2018 г.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работе с детьми раннего возраста / Е.Ф Архипова. М.: Астрель, 2016, 222 с.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3 –е издание . М.: – Высш. шк. 1999, 400 с.
4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методики исследования зрительно-вербальных функций // Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. - М.: - «МОДЭК», 2009.
5. Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста. / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская. – Киев. Здоров. 1980.
6. Батюта М.Б. Возрастная психология. М.: Логос, 2019, - 306 с.
7. 11. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каиса 2008.
8. Белякова Л. И. , Матанова В. : Импрессивная и экспрессивная сторона речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и заиканием 90`4 с.61
9. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. (в соавторстве). – М.: ВЛАДОС, 2009
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М.: Владос, 2009. - 287 с.
11. Бенилова С.Ю. Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): Монография / М.: НОУ ВПО «МПСУ»: Воронеж: Модек, 2014.
12. Везалий Андрей. «О строении человеческого тела». В семи томах. Издательство Академия наук СССР, 1950.
13. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. –– М.: 2005.
14. Визель Татьяна: Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов. Изд. В. Секачев, 2019 г.
15. Винарская Е.Н. Дизартрия/Е.Н. Винарская. — М.: Астрель, 2006. — 141.
16. Волкова. Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –а СПБ.: Девство-пресс», 2012.
17. Воробъева В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: Коорекционно-развивающая программа формирования навыков связанной речи. Диагностика. Практические рекомендации. Учебное пособие для ВУЗов. АСТ Астрель Транзиткнига, 2007.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. – М: Педгогика1984.
19. Доброгаев С.М. «Физиология речи». АН СССР, 1947.
20. Иншакова О.Б. Изменчивость форм дисграфии у школьников в период начального обучения, Москва, Россия, ГСНТИ, 2018.
21. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: 1961.
22. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей. – M. ,1954.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии – М.: 1968.
24. Левина Р.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. – М. 1999.
25. Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи: Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1997.
26. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие. Академия, 2006 г.
27. Лурия. А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальном поражении мозга. - Московский университет, 1962 г.
28. 35. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. — М.: Академия, 2015. — 656