articles «Историко-теоретические аспекты развития представлений о нарушении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Историко-теоретические аспекты развития представлений о нарушении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией»



 

Парфенова Н.Е

педагог-психолог 

   ГБОУ Школа № 2033

 

«Историко-теоретические аспекты развития представлений о нарушении звукопроизношения у детей со стертой дизартрией»

Для историко-теоритического анализа проблемы представления о звукопроизношении заслуживают труды многих авторов, самым древним из которых принято считать античного философа –  Аристотеля. С одной стороны, Аристотель, рассуждал о речевом аппарате, как о материальной структуре. С другой стороны, о регуляции звукопроизношения ЦНС. Согласно его предположениям, существуют процессы, которые исходят от нервной системы до речевого аппарата, они же отвечают за организацию звукопроизношения.

В середине XVII века немецкий  врач А. Куссмауль впервые обратил внимание  на изменения дыхания у человека при патологических состояниях. Дальнейшие его исследования установили, что, с одной стороны, элементы дыхания значительно влияли на речь человека.  С другой стороны, основной идеей А. Куссмауля стала классификация патологии речи. Автор и его сторонники к одному из признаков патологии относили расстройства артикуляции, грамматических и синтаксических компонентов речи, что в последующем приводило к нарушениям письма и чтения. А. Куссмауль  в 1897 году ввел термин «Дизартрия».

В 1861 году французский врач-патологоанатом П. Брока определил наличие речевого поля в коре головного мозга человека и связывал нарушение динамической стороны звукопроизношения с нарушением корковых структура данного поля (именно поля Бродмана 44-е и 45).

Предпосылки к современному изучению физиологических проблем звукопроизношения впервые появились в XIX веке. Это были исследования И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.П Бехтерева и др. Авторы выделили базальный компонент в произношении звуков речи – физиологические процессы, основанные на возбуждении и торможении нервных сигналов при передаче импульсов в речевые системы.

Учение И.П. Павлова конца XIX века о механизмах первой и второй сигнальных системах способствовали исследованиям развития реакций звукопроизношения при моторных нарушениях речи. Ученый полагал, что моторная организация звукопроизношения у человека является одной из форм нарушения второй сигнальной системы.

И.М. Сеченов открыл условия прохождения электромагнитного импульса, что помогает найти причины нарушения иннервации мышц речевого аппарата.]

А.Н. Бернштейн разработал уровни организации речедвигательных механизмов, таких как пирамидная и экстрапирамидная система. Экстрапирамидная система способствует реализации двигательных автоматизмов «средних» и «крупных» двигательных актов с их сенсомоторной коррекцией, а пирамидная система отвечает за сознательные целенаправленные движения. Все это позволило определить кортико-бульбарные образования пирамидной системы, повреждение которых способствует появлению нарушению звукопроизношения при ослаблении кинестетических ощущений мышц лица, шеи и языка.

Исследования А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева и др. подтвердили механизмы нарушения кинестетической чувствительности, которые проявляются в затруднении ощущения положения мышц артикуляционного аппарата из-за снижения сенсорной чувствительности. Кинестетические нарушения проявляются в затруднении ощутить положение частей тела, а при стертой дизартрии положение языка, - из за снижения сенсорной чувствительности.

Зарубежными авторами второй половины XIX века, которые также сыграли существенно роль для развития исследований по проблемам звукопроизношений, были  Дюбуа-Реймон, Э. Ф. Пфлюгер, П. Г. Гейденгайн. Авторы внесли существенные разъяснения о нарушении нервных электрических потенциалов в речевом аппарате, которые способствуют нарушению звукопроизношения у человека.

Рассмотрим исследования нарушения звукопроизношения в контексте системной организации высших психических функций человека (начало и середина XX века).

Фундаментальными работами по исследованию звукопроизношения стали исследования Л.С. Выготского, согласно его изысканиям, нарушение областей мозга, отвечающих за афферентные и эфферентные механизмы чувствительности, приводит к дезорганизации двигательных механизмов, контролирующих развитие  звукопроизношения у человека.

А. Р. Лурия пришел к выводу, что нарушение звукопроизношения связаны с двумя типами нарушения двигательных механизмов:  кинетических и кинестетических.  При кинетических нарушениях страдает качество расслабления и напряжения мышц артикуляционного аппарата, что приводит к нарушению звукопроизношения гласных. При кинетическом, как гласных, так и согласных звуков.

Р.Е. Левина связывала нарушение звукопроизношения со системными нарушениями в речевом аппарате, части которого зависят друг от друга.  Роза Евгеньевна определила психолого-педагогическую классификацию нарушения речевого развития. Автор выделял нарушение общения в результате нарушения фонетико-фонематического недоразвития речи и (или) общего недоразвития речи.

В 30-х годах Д.В. Фельбергдом при коррекции нарушений звукопроизношения была применена звукоакустическая аппаратура. Данный способ позволял выявить остроту слуха при нарушениях звукопроизношения у человека.

В 50-е годы, изучая проблемы нарушения речи,  исследователь М.Е. Хватцев пришел к выводу о функциональных нарушениях работы проводящих путей центральной нервной системы в результате чего возникает расстройства фонации в звукопроизношении.

В 60-70х гг. прошлого столетия проблемы звукопроизношения изучала О.В. Правдина. Автор выделял нарушение звукопроизношения при клинических формах дизартрии, где в отдельную категорию отнесла нарушения звукопроизношения при детской псевдобульбарной дизартрии.

К концу ХХ века, активно развивалась педагогическая наука. На передовые потребности и запросы общества выходили решения проблем детского воспитания и развития. Участились замечания по поводу отклонений в детском развитии. Так, одним из основных векторов проблем конца ХХ века – изучение нарушения звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторами, конца XX и начала XXI вв, - исследованиями в области нарушения звукопроизношения у детей и взрослых были Т.В. Ахутина,  О.А. Безрукова,  Е.Н. Винарская,  В.И. Селиверстов,  Л.С. Мотылев,  Л.С. Волкова, В.М. Шкловский и др.

Т.В. Ахутина считала, что проблемы звукопроизношения могут значительно повлиять на «порождение» речевого высказывания при динамических нарушениях речи, что приводит к неразборчивости в ее понимании. 

Нарушения звукопроизношения, как недостатки в речевом развитии, изучала  А.В. Ястребова. Автор считал, что нарушения звукопроизношения в последствие могут привести к трудностям ребенка в усвоении школьной программы.

Обратимся к современному пониманию работы по преодолению речевых нарушений при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими стертую дизартрию.

Е.Н. Винарская выделяла в отдельные нарушения, связанные с нарушением звукопроизношения: постцентральную апраксическую, премоторную апраксическую и мезэнцефально-диэнцефальную природу нарушения звукопроизношения у детей. Также автор отмечал, что диагноз любой формы дизартрии в детском возрасте, необходимо дополнять анализом вторичных системных последствий.

В работы Т.Г. Визель дополнены элементами коррекции нарушений звукопроизношения при помощи невербальных упражнений. Также автор связывал работы по коррекции звукопроизношения у детей с нарушением грамматического строя речи.

Непосредственно изучением нарушения звукопроизношения у детей занималась Л.Г. Парамонова. Автор разработал систему первичной, вторичной и третичной профилактики нарушения звукопроизношения. Данная профилактика заключалась в метрах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций.

Для работы по коррекции нарушений звукопроизношения различного генеза Н.С. Четверушкинка разработала программу 13 классов, в которой возможна отработка автоматизированных звуков в словах различной слоговой структуры.

В последнее время наиболее востребованными работами по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией  стала стратегия работы   Е. Ф. Архиповой. Автор определяет комплексный подход работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Первое – медицинское направление, связанное с укреплением ЦНС. Второе – психолого-педагогическое – обозначение путей выхода из нарушения. Третье направление – логопедическое, связанное с комплексной и поэтапной работой над психофизическим и речевым развитием ребенка.

Основными направлениями логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией по нормализации звукопроизношения по Г.В. Бабиной, Л.И .Беляковой и Р.Е.  Идес являются нормализация мышечного тонуса и развитие органов артикуляционного аппарата, развитие дыхательных функций, коррекция фонетической стороны речи, формирование высших психических функций, формирование компонентов интонации.

Современное описание деятельности в дошкольном образовательном упреждении согласно Т.Б. Филичевой, О.С. Орловой и Т.В. Тумановой предполагает совместную организацию работы по коррекции звукопроизношения в «команде» логопеда, воспитателя с привлечением родителей, для которых организуются отрытые занятия с ребёнком, где демонтируется практические приемы преодоления нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

Таким образом, мы рассмотрели теоретико-исторические аспекты изучения нарушений звукопроизношения, которые составляют историческую линию и современные организационные условия проблемы изучения и исправления нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.        

 

1.      Аристотель. О Душе. Издательство: Рипол-классик 2018 г.

2.              Архипова Е.Ф. Логопедическая работе с детьми раннего возраста / Е.Ф Архипова. М.: Астрель, 2016, 222 с.

3.              Асмус В.Ф. Античная философия. 3 –е издание . М.: – Высш. шк. 1999, 400 с.

4.      Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методики исследования зрительно-вербальных функций // Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. / Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. - М.: - «МОДЭК», 2009.

5.      Бадалян Л.О. Руководство по неврологии раннего детского возраста. / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Н.М. Всеволожская. – Киев. Здоров. 1980.

6.       Батюта М.Б. Возрастная психология. М.: Логос, 2019, - 306 с.

7.     11. Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М.: Каиса 2008.

8.     Белякова Л. И. , Матанова В. : Импрессивная и экспрессивная сторона речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и заиканием 90`4 с.61

9.      Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. (в соавторстве). – М.: ВЛАДОС, 2009

10.                        Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М.: Владос, 2009. - 287 с.

11.                        Бенилова С.Ю. Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): Монография / М.: НОУ ВПО «МПСУ»: Воронеж: Модек, 2014.

12.                        Везалий Андрей. «О строении человеческого тела». В семи томах. Издательство Академия наук СССР, 1950.

13.                        Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. –– М.: 2005.

14.                        Визель Татьяна: Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов.  Изд. В. Секачев, 2019 г.

15.                        Винарская Е.Н. Дизартрия/Е.Н. Винарская. — М.: Астрель, 2006. — 141.

16.                        Волкова. Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –а СПБ.: Девство-пресс», 2012.

17.                        Воробъева В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи: Коорекционно-развивающая программа формирования навыков связанной речи. Диагностика. Практические рекомендации. Учебное пособие для ВУЗов. АСТ Астрель Транзиткнига, 2007.

18.                        Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 6. – М: Педгогика1984.

19.                        Доброгаев С.М. «Физиология речи». АН СССР, 1947.

20.                        Иншакова О.Б. Изменчивость форм дисграфии у школьников в период начального обучения, Москва, Россия, ГСНТИ, 2018.

21.                        Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: 1961.

22.                        Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей. – M. ,1954.

23.                        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии –  М.: 1968.

24.                        Левина Р.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. – М. 1999.

25.                        Лопатина Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи: Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1997.

26.                        Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие. Академия, 2006 г.

27.                        Лурия. А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальном поражении мозга.  - Московский университет, 1962 г.

28.   35. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. — М.: Академия, 2015. — 656

 






Об авторе статьи

`
Парфенова Наталья Евгеньевна

Рейтинг психолога: 7 7

Парфенова Наталья Евгеньевна

Магистр психологии, член Федерации Психологов Образования, учитель - дефектолог, член Союза Дефектологов России, сопровождение образовательной программы для дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ. Песочный терапевт. Детский психолог. Дети.
Город: Москва Стоимость приема: 2500 рублей
  •   Дети
  •   Семья


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Мещанова Светлана Николаевна

Мещанова Светлана

Психолог, гештальт-консультант, работаю в интегративном подходе, индивидуально со...
Психолог Савельева Дарья Сергеевна
Консультация по Skype

Савельева Дарья

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю с взрослыми в личной формате
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍