articles
Что такое одаренность?
Определение одаренности исключительно важно - от этого зависит, кого и на основании каких критериев школа будет отбирать в специализированные программы; как будет обучать, на какие особенности своих учащихся учитель будет обращать внимание, пытаясь понять, одарены они или нет.
Тема одаренных детей полностью не раскрыта. На современном этапе развития общества одной из актуальнейших проблем является исследование развития способностей, индивидуальных качеств и возможностей личности ребенка.
Именно педагог закладывает во внутренний мир ребенка основы социально значимых и жизненно необходимых мотивов и установок, добиваясь сознательного принятия их личностью ребенка.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В этом определении содержатся три характеристики:
Одаренные дети - это в первую очередь способные к той или иной деятельности дети. Лейтес выделяет шесть видов способностей:
- Общие интеллектуальные способности;
- Конкретные академические способности;
- Творческое, или продуктивное, мышление;
- Лидерские способности;
- Художественные и исполнительские искусства;
- Психомоторные способности.
Прежде всего, необходимо отметить, что в настоящее время не существует четкого определения одаренности. Первоначально все определения одаренности основывались на каком-то одном признаке или иначе говоря факторе. Этим фактором был интеллект - только высоко развитый интеллект давал право называться одаренным. Правда, каждый из теоретиков трактовал интеллект по-своему: кто-то - как способность к обучению, кто-то - как способность мыслить абстрактно, а кто-то - как способность приспосабливаться к своему окружению. Именно на этом этапе развития теорий интеллекта было введено понятие коэффициента интеллектуального развития (IQ), которое широко используется до сих пор. Каков смысл этого понятия? Коэффициент позволяет оценить уровень интеллектуального развития ребенка через сопоставление хронологического возраста ребенка (числа лет) с его/ее "умственным возрастом". Для "измерения" умственного возраста были разработаны тесты. Если ребенок правильно выполняет все задания, предназначенные только для его/ее возраста, то IQ равно 100.
Б.М. Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще" поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим выделяется два вида одаренности:
специальная одаренность, создающая возможность успеха в определенной деятельности, и общая одаренность, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.
Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьирует у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Основные структурные компоненты одаренности следующие:
· доминирующая роль познавательной мотивации;
· исследовательская творческая активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем);
· возможность достижения оригинальных, нестандартных решений;
· возможность прогнозирования и предвосхищения;
· способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Для проявления, развития и реализации одаренности существенное значение имеет то, в каких культурно-образовательных условиях живет ребенок, какова эмоциональная атмосфера ближайшего окружения, есть ли специальные учебные программы. Наконец, важно, есть ли в обществе запрос на выдающиеся достижения, творчество. Внешнее окружение ("среда" и воспитание) либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.
Иногда эти интересы носят более общий, менее определенный характер, и это говорит о широкой познавательной потребности ученика. Такая широкая, "всеядная" познавательная потребность довольно часто отмечается у интеллектуально одаренных учеников.
Познавательная потребность - это то, что является главной отличительной особенностью одаренного ребенка. Она может остановиться в своем развитии в силу особой легкости познавательной деятельности и быстроты умственного развития одаренных.
Склонность к творческим задачам (дивергентное мышление). Специалисты в области психологии мышления обычно выделяют два типа задач: "дивергентные" и "конвергентные" и соответственно им два способа мышления - "дивергентное" (творческое, альтернативное, отступающее от логики) и "конвергентное" (последовательное, однонаправленное, логическое). За этими сложными иноязычными терминами стоят явления, хорошо знакомые каждому человеку, обучавшемуся в школе.
"Конвергентные" задачи имеют единственный, правильный ответ. Он обычно может быть выведен из самих условий путем использования правил, законов, алгоритмов (языковые правила, физические законы, теоремы и др.).
Другая группа задач - "дивергентные". Это - проблемные, творческие задания, они ориентированы на альтернативное, творческое мышление. Главная особенность этих задач в том, что при одном условии они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами, когда из множества возможных (правильных) ответов нужно выбрать самый лучший (эффективный, оригинальный и др.), сталкивается человек в любой творческой деятельности.
Одаренность - это не только "интеллект", "творческость" и определенная мотивация.
При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, т.е. ищут ответ на вопрос - "зачем это нужно ребенку".
Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения:
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с её прямым продуктом:
• "мотивация содержанием" - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремление узнавать новые факты; овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);
• "мотивация процессом" - мотивы связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:
• "широкие социальные мотивы":
а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения.
• "мотивы избегания неприятностей". Учение на основе принуждения, страха быть "наказанным" и т.п.
Данная классификация, как любая схема значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.
Следует говорить не об отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно- потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.
Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций и содействует развитию данных способностей.
Направление работы с одаренными детьми.
Возможны разные методы, направленные на развитие и коррекцию познавательной потребности у одаренных школьников. Резкое повышение активности познавательной деятельности, предоставление познавательной инициативы. Учащийся ставится в такие условия, когда он/она хочет и может взять познавательную инициативу на себя. При этом особое внимание уделяется тому, чтобы эта готовность к интеллектуальной свободе никогда не становилась полным "своеволием" ребенка, которое не только не способствует, но даже тормозит его/ее развитие.
"Готовность к интеллектуальной свободе" складывается с помощью особых методов предоставления инициативы. Этому способствуют такие формы: индивидуальные исследовательские проекты, творческие задания для учащихся, особая система классной и домашней работы и т.д.
Принципиально важно в этом смысле предоставление учащимся возможности самого разного выбора. Например, учащийся получает домашнее задание в форме, которая предполагает его/ее собственный выбор не только в отношении трудности и объема выполняемой работы, но и в отношении самого характера работы. Можно, например, решить предложенные задачи, а можно придумать задачи самому, причем к тому разделу программы, который кажется наиболее интересным.
Для организации работы по методу развивающего дискомфорта необходима особая система оценки работы школьников, позволяющая выстроить индивидуальную, достаточно жесткую систему оценки деятельности одаренного ребенка. При этом система оценивания должна носить одновременно и жесткий, и в определенном смысле, как это ни кажется парадоксальным, щадящий самолюбие ребенка характер: Ты способен на большее, поэтому....
Для развития активности познавательной потребности необходимо изменить систему оценивания, включив в нее, на равных правах с результатами учения (оценкой знаний) оценку творческой деятельности. В сознании учащихся может быть сформирована как бы двойная система целей и, соответственно, самооценка идет по двум параметрам: результатов учения - знаний, и проявленной творчества, креативности.
Существует, по крайней мере, несколько основных направлений реализации предлагаемого метода.
Значительное напряжение при обучении. Легкое учение не развивает ребенка, хотя слишком трудное пугает.
Дозированный неуспех. Неуспех должен в такой же мере сопровождать жизнь одаренного ребенка, как и привычный ей/ему успех. И в этом смысле можно говорить о развивающем неуспехе.
Этому способствует и определенная система в предъявлении классных и домашних заданий. Нельзя допускать, чтобы всегда и при всех обстоятельствах одаренные дети справлялись с заданиями полностью. В этих случаях можно говорить об отсутствии развивающего эффекта таких заданий. Достаточно регулярно одаренный ребенок получает задание, в той или иной степени превышающее реально достигнутый им уровень знаний и навыков. Только в таком случае ребенок ощущает необходимость саморазвития, возникает противоречие, хорошо, если даже временами и дискомфорт, между ее/его мотивацией и реально достигнутыми возможностями, и только в таком случае появляется стимул для развития.
Что же касается самооценки одаренного школьника, то она может при этом временно падать, но эта ситуация должна находиться под контролем. Провозглашение необходимости постоянно высокого уровня самооценки у одаренных детей является безусловным педагогическим мифом. Последние психологические исследования показывают, что только противоречивая самооценка становится стимулом для развития личности и способностей одаренного ребенка.
Особенности диагностики одаренных детей.
Необходимость выявления одаренных детей является следствием того достаточно очевидного факта, что круг подлинно одаренных детей, составляющих главный интеллектуальный потенциал общества, отличается крайней немногочисленностью.
В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта (тесты) составляют наиболее широко применяемые способы выявления одаренных детей. Традиционно применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, тестов на оценку успеваемости (достижений). Основная цель процесса выявления одаренных состоит в обеспечении оптимального соответствия специализированных обучающих программ уровню развития обучаемых. Это предполагает то, что каждая модель развития одаренности должна ориентироваться на свою собственную систему поиска талантливых детей.
Диагностика одаренности - сложный и многоступенчатый процесс, включающий самые разнообразные источники информации о ребенке: его самого, родителей и других членов семьи, сверстников, педагогов, специалистов-психологов. Получение полной и разносторонней характеристики ребенка помогает точнее определить, является ли он/она одаренным/ой и в чем выражается его/ее одаренность.
В мире нет ни одного метода, теста или признака, который позволил бы с абсолютной надежностью выделить одаренных детей и предсказать их достижения в будущем.
Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка
1. Изучение структуры интеллекта по тесту Р. Амтхауера
Тест является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов – об индивидуальной структуре интеллекта школьников.
Задания теста состоят из вербального и числового материала и из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления.
2. Результаты исследования.
Н.С. Общий результат по тесту Амтхауера - 67б- средний результат.
При анализе относительной успешности выполнения разных типов субтестов (вербальных и пространственных) оказалось, что у Н. С. показатель процентного выполнения невербальных субтестов (R неверб.) 51 % немного превышает R простр. 49 %. Показатель субтеста 6 высок (53 %), что коррелирует с успешностью обучения Сергея по предметам физико-математического цикла.
У Т. Е. общий результат по тесту Амтхауера (59 б), а у П. Д. (64 б). Прослеживается существенно лучшая успешность выполнения вербальных субтестов (58%) по сравнению с пространственными (42%). Довольно высоки показатели субтестов 1 и 3 (конкретно- практическое мышление и способность комбинировать, понимание отношений, обстоятельность мышления). Предрасположенность к изучению языков.
Знание относительного развития вербальных и пространственных способностей учащихся должны быть использованы учителями для индивидуального подхода к оценке учебной деятельности.
3. Изучение личностных особенностей учащихся.
Для более полного представления о личностных особенностях диагностируемых использовался психогеометрический тест.
Краткое описание психогеометрического теста.
Психогеометрический тест позволяет определить тип личности, характеристику особенностей поведения диагностируемого. Учащимся предлагалось проранжировать в порядке предпочтения 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), затем по результатам исследования давалась психологическая характеристика основных форм личности.
Характеристика психогеометрических типов подростков.
Выбор основной фигуры, субъективной формы, учащимися разнообразен. Но преобладающей формой является круг. Это символ гармонии, самый доброжелательный из пяти форм. Круги стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круги относятся к “правополушарным” мыслителям. “Правополушарное” мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.
Линейные формы (квадрат, треугольник, прямоугольник) выбрало меньшее количество подростков – 2. Эти психогеометрические типы характеризуются аналитическим “левополушарным” мышлением, способностью глубоко и быстро анализировать ситуацию.
4. Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).
5.1. Описание методики СОНА.
Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с одаренным учащимся. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком деятельности, любимой им, в течение прошедшей до момента обследования недели.
В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем “раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.
1. Результаты исследования.
В ходе беседы с К. А. (17 лет) мы получили общее, спонтанное перечисление учащимся его занятий за неделю:
Уже одно перечисление занятий дает достаточное представление о широте его интересов. В перечне мало общения с друзьями, что вполне отражает реальную жизнь этого ребенка.
Проблемы одаренных детей.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Одаренный человек – это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже идти не только о построении обучении на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, ментором, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.
Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными особо одаренными учениками, для того чтобы расширить их знания в определенной предметной области, или же они могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. В менторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика.