articles
К сожалению, развод стал довольно распространенным явлением в нашем обществе. Развод - это серьезное вмешательство в жизнь семьи, он всегда приносит с собой неприятные изменения, которые отражаются как на родителях, так и на детях. Все родители должны стремиться к тому, чтобы развод оказал как можно меньшее влияние на детей. Это во многом зависит от качества родительских отношений после развода. Если родители могут договориться и поставить потребности детей на первое место, они внесут значительный вклад в их психическое благополучие, т.к. дети разных возрастов переживают развод родителей по-разному.
Младенцы не понимают развод, но реагируют на изменения в настроении родителей. Малыши чувствуют, что один из родителей переехал, но они не знают почему. Дети должны видеть другого родителя, пусть более короткое время, но часто. Они также нуждаются в постоянстве окружающей среды, в повторении одних и тех же ритуалов, к которым они привыкли (например, игрушки). Если это не так, то у ребенка появляется плаксивость, раздражительность, проблемы с приемом пищи и со сном.
Ребенок «врастает» в семью и создает собственное понимание семейной принадлежности. В нем формируется самосознание, ему нужны отношения не только с матерью, но и с отцом. Ребенок не понимает, что такое развод, но понимает, что один из родителей менее вовлечен в семейные процессы или ушел. Ребенок может подумать, что это его вина. Ему нужно чаще увидеть родителя, с которым он не живет. Невыполнение этого требования может привести к потере уже освоенных навыков, энурезу, проблемам со сном, постоянному плачу, приступам гнева, возникновению чувства вины за уход одного из родителей.
Ребенок должен проводить время с каждым родителем отдельно. Это гарантирует, что оба родителя все еще любят его, и в то же время позволяет ему понять и справиться с тем, что они не вернутся друг к другу. Он может начать спрашивать, кто из родителей несет ответственность за развод.
Как правило, в этот период ребенок испытывает чувство потери, обмана, чувствует себя отвергнутым родительским уходом. У него есть вина, он может попытаться снова собрать своих родителей вместе. Он боится будущего (например, кто заберет его из школы, кто поможет ему с его заданиями). Его неудовлетворенность может принимать форму грусти, гнева, гнева, агрессии. Может игнорировать школу и друзей.
Дети в этом возрасте понимают развод родителей, но не принимают его. Они начинают наслаждаться деятельностью без родителей в различных кружках и секциях. На первый план их интереса выходят друзья, они могут отказываться проводить свободное время с родителями. Они также могут быть на стороне одного из родителей, т.к. им нужно найти виновника развода. Дети пытаются получить контроль над своими родителями, манипулировать ими. Они могут также чувствовать себя обязанными заботиться или поддерживать эмоционально неуравновешенного родителя за счет своих собственных источников ресурсов. Их не покидает чувство, что они должен быть взрослыми как можно скорее. Они могут обратиться к экстремальной деятельности и рискованному поведению.
В этом возрасте дети могут обвинить одного или обоих родителей в разводе. Они могут требовать, чтобы их оставили с одним родителем или переехали к другому родителю. Они по-прежнему нуждаются в постоянной поддержке со стороны обоих родителей, но отказываются проводить с ними столько же времени, сколько раньше. Проблемы могут проявляться капризностью, депрессией, демонстративностью. В этот период может ухудшиться поведения в школе. Дети могут тянуться к алкоголю, наркотикам, сексуальной активности или постоянному сопротивлению. Когда дети видят конфликт между родителями, которые постоянно нападают друг на друга, они теряют уважение к авторитету родителей и другим властям.
В этом возрастном периоде подростки сконцентрированы на собственной жизни, стремятся к независимости, осваивают какую-либо деятельность. Их мало заботят проблемам родителей. Они нуждаются в заботе и поддержке, но проблемы родителей их утомляют. В этот период, им нужно говорить о своих чувствах и переживаниях, а не о своих родителях. Они чувствуют себя комфортно, когда родители спокойны и счастливы, но у них смешанные чувства по поводу присутствия нового родительского партнера.
Они могут воспринимать нового партнера как предательство и неверность по отношению к другому родителю. В этой возрастной категории могут появляться проблемы с поведением и учебой, бегство из дома и проблемы с законом.
Как видим, реакции детей на развод в разном возрасте различны, но в их реакциях больше сходства, чем различий. И сходство это в одном, все дети, одинаково, испытывают общую эмоцию – грусть.