articles
У многих из нас иногда возникает необходимость помочь другу в беде, и часто большее, что мы можем сделать, – это поддержать словом и своим присутствием. Давайте разберёмся, как, с точки зрения психологии, делать это эффективнее.
Каких ошибок нужно избегать, поддерживая близких?
1. В первую очередь, важно помнить о том, что, поддерживая друга, мы не становимся его личным психологом. Поэтому поддержку желательно оказывать лишь в том случае, если вы чувствуете, что для этого достаточно сил и времени. Формальная поддержка из вежливости и для галочки вряд ли приведёт к решению проблемы.
2. Стандартные фразы в стиле «забей», «всё образуется», «не зацикливайся» и т.д. обычно вызывают обратный эффект, поскольку они обесценивают те переживания, которые сейчас актуальны для человека, из-за чего ему может стать хуже. Возможно, в будущем всё и образуется, но вряд ли кто может знать это наверняка. К тому же, за формой этих фраз чувствуются равнодушие и холод.
3. Советы по типу «не грусти», «не плачь», «перестань», «переключись на что-нибудь хорошее» иногда могут работать, но недолго. Как правило, они направлены на то, чтобы заблокировать переживания собеседника и не дать ему полноценно прожить свои чувства. Таким образом, вместо того, чтобы проплакаться, отгоревать и разрядиться, человек «замирает», что только усугубляет проблему.
4. Поддерживая других, стоит избегать их обвинений в случившемся. Фразы из серии «я же тебе говорил(а)», «сама, дура, виновата», «в следующий раз будешь осторожнее», «пусть будет тебе уроком на будущее» в ситуации эмоциональной уязвимости загоняют человека в тупик и лишают его последних ресурсов.
5. Желательно избегать сравнений и обобщений по типу «есть те, кому гораздо хуже, и как-то живут», «все проблемы от безделья», «другие же как-то справляются». Такого рода фразы воспринимаются человеком, как неуважение по отношению к нему и его конкретной проблеме.
6. Советы и рекомендации (например, «у моего друга было то же самое, он сделал вот так, и ему стало лучше») тоже часто оказываются лишними. То, что подходит одному человеку, может не подойти другому, а то и сделать хуже, поэтому не стоит навязывать человеку те или иные способы решения проблем, а тем более – настаивать на них.
Как лучше поддерживать?
1. Будьте рядом, слушайте, внимайте и сопереживайте. В кризисном состоянии с человеком лучше соглашаться, т.к. он может быть слишком ослаблен, чтобы спорить. В большинстве случаев помогает выражение понимания через отзеркаливание слов собеседника. Например: «Я понимаю, как это больно».
2. Для эффективной поддержки важно сосредоточиться на переживаниях человека и дать им максимально выразиться в словах и действиях. Если человек хочет плакать, пусть плачет, если хочет выговориться – путь говорит. Такие действия будут способствовать быстрому отреагированию происшедшего и освобождению психики человека от негативных эмоций.
3. Продемонстрируйте свою готовность оказать посильную помощь. Если вы можете помочь конкретными действиями, обозначьте, какими именно, когда и по каким вопросам к вам можно обращаться. Если человек отказывается от помощи, примите его отказ, дайте ему побыть в одиночестве.
4. Уточните, чем конкретно вы можете помочь человеку, что было бы ему полезно сейчас, что могло бы сделать ему легче.
Резюмируя написанное выше, важно отметить, что, когда возникает ситуация, в которой близкий человек нуждается в помощи, первым делом необходимо соотнести свои ресурсы и возможности с реальностью и понять, насколько и как вы готовы вкладываться в эту поддержку, чтобы не перегореть. Если было принято решение помочь, стоит избегать в своей поддержке общих и обезличенных фраз, которые обесценивают человека и принижают значимость его проблемы. В кризисных ситуациях и позиция пренебрежения, и позиция спасения могут лишь ухудшить положение дел, поэтому, поддерживая близких, важно держать баланс между искренностью перед другим и заботой о себе.