articles
Психология — сравнительно молодая наука, возникшая из философских изысканий не так давно, буквально в XIX веке. Впервые слово «психология» было употреблено как наука о душе в 1590 году Рудольфом Гоклениусом. Но душа существовала к этому времени уже много веков и так же, как и мы, люди прошлого чувствовали и ощущали, накапливали напряжение и переживали реальность доступными им способами. Для нашей психики как сейчас в наше время, так и в те давние времена необходимо было символьное обозначение процессов, происходящих внутри души человека и сопряжение этих процессов с объективной реальностью. Вследствие этого архаичные методы психологической помощи начали свое развитие в далеком прошлом, но они оказались настолько эффективными, что и сейчас мы применяем их в современном мире для улучшении своей эмоциональной жизни.
Одна из форм архаичных методов психологической самопомощи является медитация.
Термин "медитация" встречается в ХII веке у монаха Гиго II, который пишет обо ее поэтапном применении для созерцания разума. Различные формы медитации возникли в Китае и в Индии и имеют широкое применение для гармонизации психологического состояния и соединения со своей природой. Медитация в нашем современном мире ассоциируется с расслаблением и отдыхом, но если мы ее поисследуем глубже, то найдем оттенки телесно-ориентированной, экзистенциальной и аналитической психотерапии. К примеру, наблюдение за дыханием во время медитации приводит человека к связи со своим телом и переживанием себя живым и существующим, к очень важному психотерапевтическому инсайту «я есть», который ставится как цель в стратегии психотерапии, когда ребенка не замечали или он был нежеланным. Если мы используем медитацию на свечу, то аналитическая психология говорит нам о символе души как таковой. Когда мы смотрим на пламя, наблюдаем, как оно меняется, переливаясь различными оттенками, символизируя гамму чувств, огонь души и внутреннего тепла. Медитация позволяет останавливать внутренний диалог, исследовать ту пустоту, из которой состоит человек, открывая в себе все пространство Вселенной и внутренней тишины.
В случае, если человек использует воображение и погружается в какое-либо место, где ему спокойно и хорошо, например, гуляет в саду, сидит в горах или на море, то в этом случае можно говорить об интеграции базового чувства безопасности и доверия себе, где он может оставаться наедине с собой, выносить себя и наслаждаться свои внутренними миром. Это непременно приносит внутренний ресурс и снижает тревогу, которая неизбежно сопровождает человека в течение жизни.
Следующий метод, доставшийся современному человеку от предков — это использование различных метафорических приемов. Это написание сказок, стихотворений, притч и других способов миропонимания через метафору. Наше воображение при слушании или написании собственной сказки рисует нам то, что сейчас актуально для нашего психического мира. Это позволяет естественным образом проживать внутренние конфликты и соединять парадоксальные вещи. Парадокс является тем, что формирует связность между двумя, казалось бы, не соединимыми вещами. Две полярности соединяются и рождают третий смысл события, ситуации или личного качества человека. К примеру, явно плохое в сказке или притче, оказывается хорошим и несущим свет и радость в последующем развороте события, а хорошее становится проявлением принуждения и агрессии. Использование метафоры позволяет человеку посмотреть на ситуацию под другим ракурсом и придать ей объем. Сказкотерапия, юнгианская психотерапия очень активно использует данный метод, оставленный нам из глубин веков.
Не менее интересный и мистический инструмент архаичной формы психологической помощи – это гадания или по-другому герменевтический метод. Варианты гадания настолько многообразны и различны, но все они имеют одно сходство. И-цзин, таро, гадание на кофейной гуще, монетках или других инструментах имеют в своей основе символ, который и несет для человека некое послание согласно той ситуации, про которую он спрашивает. Техники гадания позволяют структурировать хаос, в котором находится человек, снизить тревогу, а, значит, привести к нормальному функционированию когнитивные способности. Это позволяет человеку успокоиться и найти свой путь разрешения ситуации. Также он может немного расслабиться, зная наперед какую-то часть своего будущего, ведь именно неопределённость вызывает сильное напряжение и стресс.
Следующий метод — трансовые техники, где человек переживает измененное состояние сознания. Ритм и музыка во все времена напоминали человеку биение сердца матери в утробе, где обычно человек переживает защищенность и безопасность, наслаждение и покой. Песнопение вводит человеческое сознание в транс, целью которого является также остановка внутреннего диалога и слияние с самой жизнью. Это позволяет ослабить контроль сознания и высвободить чувства, которые вызывали напряжение и тревогу. Обычно трансовые методики использовали совместно с ритуалами инициации.
Ритуалы инициации позволяли человеку перейти важный рубеж как возрастной, так и приводили к трансформации внутренние качества человека. К примеру, в Африке, когда у девочки начиналась менструация, все женщины рода участвовали в праздновании этого события. Всю ночь они катали тесто и пели песни, а утром девочка, уже ставшая девушкой, бежала навстречу к солнцу, что символизировало жизнь в новом качестве и в новом возрасте. Ритуалы инициации имеют глубокие смысловые репрезентации нашей души и тела, принятие и признание этих изменений близких и окружающих людей. В современном мире ритуалы инициаций утратили свое место, но психология смогла сохранить это глубокое событие для каждого человека в виде различных психологических техник и инструментов работы с воображением, к примеру, таких как символдрама.
Сакральный символизм, представленный в религиозной сфере нашей жизни, привносит также коррекцию психологического состояния человека. Символика, например, янтры, мантры, иконы, пантеоны божеств и святых позволяют нам быть в связи с архетипами коллективного бессознательного, обеспечивая связность с другими людьми, своей историей и культурой. Опора на внешние фигуры, представленные в символах, также дают человеку переживание «не одиночества», а сопричастности и возможности облегчить свое внутреннее напряжение, которое формируется неизбежно при соприкосновении с реальным миром. Внешние опоры помогают человеку искать в них смыслы и размышлять о себе, своем внутреннем мире и жизни, что неизбежно является психотерапевтичным, так как разворачивает человека к себе, несмотря на диалог с внешними символами.
Многие методы интегрировались в практическую психологию, они стали предметами изучения и трансформировались в серьезные психологические направления. При использования когнитивных функций и умении размышлять, что значит именно для самого человека тот или иной символ, как он его понимает, чувствует, как он относится к его сегодняшней жизни, человек привносит в свою жизнь пространство своего «я», своих переживаний. У него формируется ментальное пространство, где рождаются его собственные смыслы событий, жизни, его самого и это становится захватывающим путешествием в глубины души, несмотря на конечность существования человека, и сопровождающую, всегда рядом, смерть.