articles
Сегодня многие взрослые задаются вопросом о том, нужно ли с детьми говорить о мобилизации, о том, что сейчас происходит. Ответ однозначен – нужно. Но как - попробуем разобрать основные моменты.
Дело в том, что как бы мы не пытались скрыть происходящие события и свою тревогу, ребенок все равно считывает состояние взрослых. И если родители ему не объясняют, что происходит, исследовательский дух ребенка приведет к тому, что он узнает «правду» от другого источника или сам будет додумывать нечаянно услышанное, фантазировать и тем самым делать собственные выводы. Напряженная обстановка в семье приведет к определённым изменениям и в эмоциональной, и в поведенческой, и в когнитивной сфере. Ребенок будет еще больше тревожиться или злиться, эмоции будут накапливаться, то есть выдавать свое беспокойство он будет через поведение и эмоции, через невербальную реакцию: изменение аппетита, беспокойный сон, агрессивное поведение, апатию или суетливость. Поэтому нам взрослым нужно разговаривать с детьми, важно отметить события и изменения, которые происходят в семье, и донести до ребенка то, почему мы испытываем те или иные эмоции. Цель беседы - дать ребенку ощущение безопасности и то, что он может положиться на взрослого, что у него есть опора. Важно объяснять все простым языком. Самое главное – бережно, без тяжелых подробностей, понятными фразами доносить ту информацию, которую он может усвоить в силу своего возраста. Ведь из того, что мы расскажем, в его воображении будет вырисовываться картина окружающей действительности и тут, главное, не навредить психике.
Например, ребенку до 10 лет, можно сказать: «Бывает так, что между странами, когда они не могут договориться, происходит большая ссора, конфликт. Сейчас наша страна тоже в конфликте. Но есть военные, которые защищают нас с тобой, и пытаются что-то изменить, вот твой папа, дядя (если в семье есть мобилизованный) тоже будет помогать в том, чтобы все закончилось хорошо. И мы с тобой должны верить в то, что папа скоро вернется. Мы вместе, мы любим его, он нас любит, помнит о нас, когда у папы будет возможность, он будет нам звонить или писать. Мы справимся, если будем вместе…».
Нужно рассказать о том, какие изменения могут произойти в семье, и что вы планируете делать. Например, если папа помогал с уроками или отвозил в школу, а теперь его мобилизовали, нужно ребенку дать четкий план, как дальше будет решаться этот вопрос: какие папины обязанности вы возьмете на себя, а что ребенок должен будет делать сам.
Подростку нужна более детальная информация. Поэтому можно рассказать, где конкретно идут боевые действия, и где мы находимся, насколько мы в безопасности. Можно даже показать по карте. Чем старше, тем больше информации. И важно говорить правду. Это нужно для того, чтобы ребенок понял, почему мы тревожимся, беспокоимся, испытываем определенные эмоции.
Старшие подростки – это юные взрослые, у них критичность мышления уже развита, они могут анализировать, логически мыслить, поэтому можно уже рассказать о своей позиции и ситуации, как вы ее понимаете. Вполне возможно, что он будет ориентироваться в этом вопросе на ваше видение и ваше мнение. Поэтому рассказывайте без эмоций, в спокойной обстановке, тщательно подбирая слова.
Если ребенок видит ваше расстройство, слезы, говорите с ним о своих чувствах, но не выплескивайте на него свои эмоции. Говорите о том, что если даже вам грустно, вы сделаете все, чтобы защитить его.
Если ребенок озвучивает вам свои чувства, поддержите его, скажите о том, все что он сейчас испытывает – страх, злость, грусть - это нормально, так бывает, но вы здесь, рядом и будете заботиться о нем.
При всем этом, главное правило – забота о себе, о своем психическом здоровье! Помните «правило самолета»: сначала надеваем маску на себя, потом на ребенка!
Берегите себя и своих детей!
С уважением к читателям, Гюльшан Гумбатова.